05.08.2010 00:10
Культура

Глава оркестра шотландских волынщиков: Ничто так не поднимает дух солдат, как игра на волынке

Получив такое предложение, корреспондент "РГ" решительно отказался, но с удовольствием наблюдал, как волынят другие
Текст:  Владимир Снегирев
Российская газета - Федеральный выпуск: №172 (5251)
Читать на сайте RG.RU

Оркестр волынщиков и барабанщиков с интригующим названием "Скрещенные мечи" - самый молодой по возрасту из всех участников предстоящего фестиваля "Спасская башня", от роду ему всего три года.

Но зато по своей репутации это уже вполне заслуженный музыкальный коллектив, который приглашают на самые престижные площадки, например в Эдинбург, где собираются лучшие военные оркестры со всего мира.

Что, конечно, удивительно еще и потому, что "Скрещенные мечи" представляют собой не репетирующих день и ночь профессионалов, а любителей, которые встречаются вместе раз в месяц. Возможно, это как раз тот случай, когда энтузиазм, бескорыстная любовь к музыке, помноженные на талант, приводят к успеху.

Я застал этих фанатиков как раз в тот момент, когда они проводили свой очередной традиционный сбор на военной базе британской армии, расположенной неподалеку от Дюссельдорфа. Уже с раннего утра пустая в это субботнее утро автостоянка оглашалась зычными командами: музыканты отрабатывали строевой шаг. Для волынщиков умение браво маршировать так же важно, как и извлекать волшебные звуки из своих инструментов. Вот и вышагивали они часами, доводя до блеска согласованность движений, а также ровность шеренг. И только после скромного обеда (британская кухня не отличается изысками, а уж в казарме - особенно) им разрешили маршировать с музыкой.

Давно известно, что звук волынки на любого человека действует завораживающе. Три года назад главнокомандующий британскими силами в Европе генерал Мунго Мельвин услышал, как играют ученики Дэвида Джонстона - бывшего главного волынщика британской армии - и тут же сдался без боя, велев при своем штабе организовать оркестр. А поскольку по своему составу этот коллектив оказался интернациональным, то неофициально его стали именовать оркестром Европейского Содружества. 85 волынщиков и барабанщиков представляют многие государства Старого Света. 60 из них в сентябре приедут в Москву для участия в фестивале "Спасская башня", причем для большинства из них это будет первый визит в Россию.

Название "Скрещенные мечи" Мельвин придумал лично, взяв за основу эмблему своего кумира фельдмаршала Монтгомери, командовавшего сухопутными войсками союзников на европейском театре военных действий в годы Второй мировой войны.

Убедившись с помощью наводящих вопросов в том, что я не шпион, прибывший на военную базу с целью вербовки местных полковников, и попросив подальше спрятать фотоаппарат, мой сопровождающий наконец разрешил пообщаться с руководителем оркестра мистером Джонстоном. Облаченный в зеленую шотландскую юбку 48-летний ветеран держал на коленях свой диковинный инструмент и тоже посматривал на меня с подозрением.

Сначала мы бесплодно бились над тем, какое у Дэвида воинское звание? "Главный волынщик", - твердил он в ответ на все мои попытки уточнить количество звезд на погонах. Оказывается, свой персональный волынщик есть у каждого мало-мальски значительного британского командира, а Джонстон у всех них был за старшего. Разговор стал более теплым и содержательным, когда мы перешли непосредственно к музыке. "Мечи" могут в принципе исполнять почти любые мелодии - от классики до попсы, но явное предпочтение отдают традиционным шотландским темам. Это их "конек".

В Москве на Красной площади во время фестиваля "Спасская башня" волынщикам, как и в предыдущие годы, предстоит стать "гвоздем" программы, они, что называется, изначально обречены на успех, однако мистер Джонстон готовит и кое-какие сюрпризы. Например, выход солистки ансамбля Анны-Марии Викерс, которая под аккомпанемент волынок и барабанов исполнит традиционную шотландскую песню "Прекрасная Грейс".

Наш разговор стал уж совсем сердечным, когда ветеран пустился в воспоминания. Он рассказал мне историю о том, как однажды в своей национальной форме, то есть натурально в юбке и гетрах, совершил парашютный прыжок с высоты 13 тысяч футов и, паря под куполом, играл на волынке. И в танке тоже играл, когда англичане входили с миротворческой миссией в Боснию. "Поверьте, ничто так не поднимает дух солдат, как игра на волынке, - сказал Дэвид. - Едва заслышав вот этот звук, они сразу поднимаются в атаку. Даже помимо своей воли". Он поднес к губам трубку, надул меха и извлек из инструмента мелодию "Катюши". "Это мы специально разучиваем для поездки в Москву".

- А трудно научиться играть?

- Играть нетрудно. А вот овладеть инструментом очень сложно. Вот смотрите: я должен одновременно дуть в эту трубку, чтобы наполнять воздухом мешок, локтем левой руки приводить его в действие, то есть сжимать, а пальцами правой закрывать и открывать отверстия на другой трубке, которая, собственно, и извлекает эти мистические звуки. А на плече у меня, видите, есть и еще три трубы - они дают постоянный фон из одного звука. Самая большая - бас, а две покороче - теноры. Все эти элементы должны быть в гармонии друг с другом, иначе ничего путного не получится. Попробуйте сами, - он протянул мне инструмент.

- Спасибо, я лучше послушаю. Мне вот что непонятно. Невзрачный мешок из козьей шкуры и несколько трубок, одна с дырками. Что рождает эти необыкновенные звуки?

- Это раньше мешки шили из козьих шкур, а теперь применяют синтетику. Такой инструмент может стоить до 5 тысяч евро. Что же касается происхождения звука, то секрет вот в этой мембране, сделанной из особой соломы. Некоторые думают, что волынщик обязательно должен иметь мощные легкие, но это заблуждение, объем легких тут ни при чем, а главное - техника и координация движений.

Оказывается, волынщики только разучивают свои мелодии по нотам, а во время выступлений никаких нот перед ними нет, все играют на память. Очень важно перед началом настроить все инструменты на единый лад, поскольку каждая волынка по-своему и очень чувствительно реагирует на малейшие изменения в окружающей среде: на влажность, давление, температуру воздуха. Самому младшему участнику "Скрещенных мечей" 14 лет, а старшему - 87, этот британец участвовал во Второй мировой войне.

- Обычно состав оркестра волынщиков не превышает 12-16 человек. У нас их - 85, это один из самых больших коллективов в мире, возможно, даже самый большой.

- То есть громко прозвучите в Москве?

- Да уж постараемся, - заверил Дэвид Джонстон и поспешил на площадку, где вышагивали его питомцы, издавая столь радостные для слуха главного волынщика звуки.

Культурный обмен Армия