06.08.2010 00:10
Экономика

Саморегулируемые организации готовятся работать по новым правилам

Саморегулируемые организации готовятся работать по новым правилам
Текст:  Евгений Капустин (обозреватель "РГ")
Российская газета - Экономика: Строительство №174 (5253)
Читать на сайте RG.RU

Поправки в Градостроительный кодекс, уточняющие деятельность саморегулируемых организаций (СРО) в области инженерных изысканий, проектирования и строительства, наконец приняты. Яростные споры, вышедшие далеко за рамки отрасли, прекратились. Большинство участников рынка удовлетворены. Напомним, изменения в Градостроительном кодексе стали причиной идейного раскола строительной отрасли еще после принятия проекта в первом чтении 19 мая. Поправки прославились на всю страну тем, что президент РФ раскритиковал законопроект за чрезмерное расширение контрольных полномочий нацобъединений СРО.

Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман абсолютно убежден, что инициативы национального объединения СРО строителей о наделении нацобъединений функциями контроля и другими дополнительными полномочиями являются необоснованными, несвоевременными и вредными. "Не случайно эти инциативы вызвали бурную негативную реакцию большой части саморегулируемых организаций, активную и эмоциональную дискуссию в профессиональном сообществе. В ходе проводимых обсуждений стало очевидным, что у профессионального сообщества накопилось значительное количество обоснованных претензий по порядку формирования и работе существующих национальных объединений, - говорит он. - Более того, обстановка конфликтов и скандалов, которыми зачастую сопровождается деятельность этих национальных объединений, для большой части саморегулируемых организаций становится нетерпимой. Значительная часть профессионального сообщества требует срочного наведения порядка в этой сфере, пресечения попыток административного диктата со стороны работников аппаратов национальных объединений, проведения независимого финансового аудита нацобъединений, приведения предмета их деятельности в строгое соответствие с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Помимо независимого финансового аудита согласно новому закону контролировать деятельность нацобъединений будет государство. "Государственный контроль за деятельностью национальных объединений СРО осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства путем проведения плановых и внеплановых проверок, а также в иных предусмотренных законом формах контроля. Плановая проверка деятельности национального объединения СРО проводится 1 раз в 3 года в соответствии с планом, утвержденным данным федеральным органом исполнительной власти. Внеплановая проверка деятельности национального объединения СРО может проводиться в целях контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых проверок деятельности", - гласит закон.

Само же нацобъединение будет контролировать саморегулируемые организации.

"Национальным объединениям предоставляется право осуществлять контроль за деятельностью СРО по трем направлениям: размер компенсационного фонда; соответствие требований к выдаче свидетельства о допуске, установленных в СРО, минимальным требованиям, которые установлены Градостроительным кодексом; достаточная информационная открытость саморегулируемой организации (официальные сайты саморегулируемых организаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним Градостроительным кодексом), - уточняет президент НП СРО "ЦентрРегион" Кирилл Шалин. - Также предусмотрено право национального объединения обращаться в Ростехнадзор с требованием о проведении внеплановой проверки той или иной саморегулируемой организации".

Ростехнадзор же будет работать более оперативно - надеются строители. Кирилл Шалин считает очень своевременной поправку, ограничивающую право Ростехнадзора задерживать выдачу уведомлений о внесении или невнесении сведений о саморегулируемой организации в реестр. "Ввиду проблем со штатами в настоящий момент Ростехнадзор достаточно долго рассматривает документы от саморегулируемых организаций. Количество СРО в России в строительстве неуклонно растет, а Ростехнадзор значительно задерживает сроки рассмотрения документов, - объясняет он. - Теперь, если в течение 10 дней после поступления в Ростехнадзор документов от СРО саморегулируемая организация не получила либо уведомление о внесении сведений в реестр, либо предписания на устранение замечаний, то решение саморегулируемой организации считается вступившим в силу. Это позитивный момент. Он, с одной стороны, избавит Ростехнадзор от мучительных организационных мероприятий по обработке поступивших документов, с другой стороны - облегчит жизнь и саморегулируемых организаций".

Поправки уточняют требования к лицам, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт; требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, строительства; требования к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов. Кроме того, законом устанавливаются порядок и последствия добровольного выхода из СРО; обязанность СРО размещать средства компенсационного фонда на депозитах и депозитных сертификатах российских кредитных организаций; минимальные размеры взносов в компенсационный фонд (от 150 тыс. до 30 млн руб.); возможность создания только одного национального объединения СРО в соответствующей сфере деятельности.

Самым существенным из перечисленного Кирилл Шалин считает то, что законодатель наконец определился с понятиями генерального подрядчика и генерального проектировщика. Любопытно, что эти термины в их прямом звучании в закон так и не вошли. Поскольку, по мнению ряда депутатов, дефиниции "генеральный подрядчик" и "генеральный проектировщик" в том виде, в котором они звучат в Градостроительном кодексе, отличаются от понятия "генеральный подрядчик" в Гражданском кодексе.

Законом установлен определенный "горизонт", при выполнении требований на который генеральный проектировщик или генеральный подрядчик могут заниматься проектной и строительной деятельностью. В частности, существенным требованием является внесение суммы в компенсационный фонд. Так, для того чтобы осуществлять подготовку проектной документации сметной стоимостью до 5 млн рублей, достаточно внести 150 тыс. рублей в компенсационный фонд, т.е., по сути, для такой категории генеральных проектировщиков сумма взноса в компенсационный фонд не изменилась, - конкретизирует он. - Следующая группа - это проектировщики со сметной стоимостью проектных работ в 25 млн рублей. Такие организации должны внести в компенсационный фонд 250 тыс. рублей. В случае если сметная стоимость проектных работ превышает 50 млн рублей, проектировщик должен внести в компенсационный фонд 500 тыс. рублей. В случае если сметная стоимость работ не превышает 300 млн рублей, тогда проектировщик должен внести в компенсационный фонд 1 млн рублей. В случае если сметная стоимость работ превышает 300 млн рублей, проектировщик должен внести в компенсационный фонд 4 млн рублей.

То же установлено и для генеральных подрядчиков в строительстве: если генеральный подрядчик в строительстве осуществляет строительство объекта по одному договору, сметная стоимость которого не превышает 10 млн рублей, он по-прежнему вносит в компенсационный фонд 300 тыс. рублей. Если сметная стоимость объекта не превышает 60 млн рублей, то генподрядчик вносит 500 тыс. рублей. Если сметная стоимость не превышает 500 млн рублей, то генподрядчик вносит 1 млн рублей. Если не превышает 3 млрд рублей, то вносит 2 млн рублей. Если не превышает 10 млрд рублей, то вносит 3 млн рублей. Если превышает 10 млрд рублей, то вносит 10 млн рублей.

"Важно отметить, что такая сумма взноса в компенсационный фонд допустима только в том случае, если саморегулируемой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, - говорит Шалин. - Большинство саморегулируемых организаций выбрали именно такой способ имущественной ответственности своих членов.

В разъяснении к данной статье необходимо отметить, что сумма сметной стоимость объекта будет указана на первой странице свидетельства о допуске к работам. Это означает, что организация может принимать участие в проектировании или строительстве любого количества объектов при условии, что сметная стоимость не будет превышать объявленную в свидетельстве о допуске. В случае прекращения деятельности саморегулируемой организации деньги ее компенсационного фонда переходят на счет национального объединения саморегулируемых организаций конкретного типа, и национальное объединение в данной ситуации несет ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный СРО в тот момент, когда она была в реестре".

Положение закона о размерах взносов в компенсационный фонд очень волнуют строительные компании, особенно небольшие. Они, не набрав нужной суммы, будут вынуждены либо уйти с рынка, либо объединиться с более крупными компаниями. Но такие насильственные объединения ничего хорошего обычно не сулят. Есть и другой выход - декларировать меньшие объемы, чтобы взносы были наименьшими, ведь в законопроекте предусмотрено определение суммы взносов пропорционально стоимости выполняемых строительных работ. Но это обман, на который бизнес в очередной раз толкает непродуманный закон.

Инфраструктура