Местная администрация сняла с себя ответственность за ремонт водопроводной сети.
На подъезде к Ивановскому нам встречается мужчина - он тяжело поднимается из оврага возле дороги с полными ведрами и переливает воду в стоящие на тележке бадьи. В овраге - родник, единственный источник питьевой воды для местных жителей.
- Мы его называем колонкой депутатов, потому что каждый раз во время выборов наши проблемы с водой становятся любимой темой кандидатов, они обещают их решить, но из года в год ничего не меняется, - мрачно комментирует мужчина, переливает последнее ведро, вытирает пот и медленно тянет тележку к деревне.
Недалеко от родника протекает чахлая речушка Рыбинка. Несмотря на то что ее мутная вода едва покрывает дно, на берегу стирает белье молодая женщина. Больше - негде.
Дорога, по которой мы въезжаем, делит Ивановское на две части - частный сектор и три многоквартирных двухэтажки, построенных в шестидесятые годы, во времена расцвета совхоза "Володарский". Впрочем, жить в них с самого начала было не слишком комфортно: вместо канализации - выгребные ямы во дворах, а вместо централизованного водоснабжения - те же уличные колонки, которыми пользуются все ивановцы. Правильнее сказать, должны пользоваться: к моменту нашего приезда в деревню колонки выглядели безрадостно - наглухо заросшие густым бурьяном и покрытые густой летней пылью.
Слух о визите журналистов проносится по деревне стремительно, и к единственному магазину - главному месту встреч в Ивановском - начинают сходиться местные жители.
- Вода в колонках исчезла еще летом 2008 года. С тех пор маемся: летом собираем дождевую воду и росу, зимой снег топим. Благо проблем с ним в этом году не было. Даже в бани так ходим - с тазиками снега, - наперебой жалуются ивановцы. - А за питьевой водой отправляемся на родник - тут уж ничего не поделать. Вы сами видели, какой там крутой овраг, даже сейчас не каждый одолеет, а зимой его склоны обледеневают, и подняться по ним с полными ведрами - настоящая мука. Тем более для стариков, которых среди нас большинство. Но даже это ерунда по сравнению с жизнью без воды в такую невероятную жару. Вот женщина с грудным ребенком - представляете, каково ей сейчас приходится? А если, не дай бог, - пожар?! Что тогда делать будем?
- Деревня обеспечивается водой из скважины, на ней установлен поверхностный насос и водонапорная башня, - объясняет Наталья Александрова. - Все это ужасно допотопное, а трубы и вовсе прогнили. Раньше, когда башню можно было наполнить водой, ее хватало деревне на день-два, теперь же все сразу уходит в землю.
По словам жителей Ивановского, такое положение вещей они терпели бы и дальше, если б не нынешняя жара, лишившая их даже возможности собирать дождевую воду. И ивановцы начали писать во все возможные инстанции...
"В нашей деревне подача питьевой воды прекращена с середины июля 2008 года. Заявки в администрацию Володарского сельского поселения давались неоднократно: сначала в устной форме, затем письменно - 11 августа 2008 года... Администрация сообщает, что водопроводные сети на балансе администрации не состоят, давая понять, что ремонтировать их она не обязана. А кто обязан выполнять, следить, принимать решения, в конце концов, по обеспечению питьевой водой жителей маленькой деревушки? Ведь мы просто хотим, чтобы у нас были элементарные условия для того, чтобы приготовить пищу, постирать, помыться", - сетуют жители деревни в обращении к губернатору.
Сработала активность ивановцев или так совпало, но на следующий день после нашего посещения в деревне появились рабочие, которые взялись за замену труб. По словам заместителя главы администрации Володарского сельского поселения, к которому относится Ивановское, Анатолия Егорова, власти от проблем с водоснабжением деревни не устраняются - на средства местного бюджета удалось поменять 100 метров трубопровода.
Правда, жители Ивановского не спешат праздновать победу.
- Действительно, спустя два года из колонок слабым напором потекла вода, и мы молимся, чтобы ничего не произошло, - сообщает из Ивановского Наталья Александрова. - Но говорить, что проблема устранена, не приходится до тех пор, пока у нас останутся эта ветхая водонапорная башня и допотопный насос.
Сейчас управление насосом осуществляется вручную, оператору приходится ходить к нему по несколько раз в день.
- В наших планах числится перевод насоса на автоматический режим, такая модернизация обойдется в 100 тысяч рублей, - говорит Анатолий Егоров. - Однако в текущем году мы этой роскоши не сможем себе позволить: у нашего сельского поселения и так самый маленький бюджет в районе - всего пять миллионов рублей в год, а к нам относятся тринадцать населенных пунктов. Но после только что выполненных работ деревня перезимует с водой, в этом я уверен.