12.08.2010 00:50
Власть

Дмитрий Медведев выяснял, почему социально-экономические проблемы в Дагестане решаются медленно

Дмитрий Медведев выяснял, почему в Дагестане социально-экономические проблемы решаются медленно
Текст:  Владимир Кузьмин
Российская газета - Федеральный выпуск: №178 (5257)
Читать на сайте RG.RU

Приток инвестиций станет одним из критериев президентской оценки деятельности руководства Республики Дагестан. Представители региона объясняют, что наталкивается на "противодействие" бандитов и минфина России.

Северный Кавказ у руководства страны на особом счету. Теперь во главу угла поставлена задача привлечения инвестиций в экономику субъектов. Но, как выясняется, руководство регионов и даже полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин не могут на этом пути преодолеть ряд сложностей без участия главы государства.

Вчера Дмитрий Медведев собрал совещание по Дагестану, на котором собирался обсудить социально-экономическое положение республики, по-прежнему являющейся одной из самых высокодотационных. И сразу предупредил, что будет оценивать работу местного руководства в том числе по инвестиционным достижениям. "За последнее время определенные усилия предпринимаются, но я не считаю их достаточными", - заявил глава государства.

В числе главных проблем республики президент выделил занятость, которой посвящено сразу несколько программ. Правда, реализуются они не так успешно, как хотелось бы. "Программа не смогла сдержать безработицу на планируемом уровне", - констатировал Медведев.

Еще один проблемный вопрос - образование. "Необходимо подготовить программу, - указал президент. - Причем так, чтобы специалисты были реально востребованы". Напомнил он и о сфере здравоохранения.

В конце концов глава государства дошел и до инвестиционной составляющей развития Дагестана.

"Пока с этим плохо, - заметил Медведев. - За последнее время не сделано ничего".

- За последнее время удалось какое-то количество инвестиций привлечь? - поинтересовался президент у полпреда в СКФО.

- Откровенно говоря, в Республике Дагестан ситуация плачевная, - признал Хлопонин.

По его словам, существует около десяти проектов, которые можно рассматривать и обсуждать.

- Когда рассматривать-то будете? - спросил Дмитрий Медведев.

- В сентябре, - сообщил полпред.

- Надо быстрее это делать. Надо двигаться куда-то, - настаивал президент.

Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов попытался объяснить, чем это движение так осложняется. Оказалось, что вопросами безопасности. Бандиты расширили географию своей деятельности, оказывают всяческое давление на предпринимателей. В такой ситуации просто невозможно говорить о нормальной работе бизнеса в республике. "Речь идет не о том, чтобы привлечь инвестиции, а сохранить то, что там есть", - заявил Магомедов.

Он еще пытался говорить о безопасности, о недовольстве работой правоохранительных органов в регионе, вносил ряд предложений. Дмитрию Медведеву такие взаимосвязи не показались актуальными в рамках этого совещания. Он заметил, что если бы хотел поговорить о безопасности, то за столом сидели бы главы МВД и ФСБ.

Президент Дагестана все же переключился на экономику, объяснив, что в республике нет собственных инвесторов и нет возможности формирования залогового фонда, необходимого для получения от минфина госгарантий под инвестиции. Полпред Хлопонин дополнил - минфин предоставляет гарантии, но требует залогового обеспечения, а республикам Северного Кавказа предложить нечего. "Вот Чеченская Республика может предоставить гектары минных полей", - бросил он. А минфин даже нормальную землю в качестве залога не принимает.

Дмитрий Медведев такого подхода министерства не понял - ведь, по мнению главы государства, земля является абсолютной ценностью во всем мире. "А что они хотят? - интересовался он. - Чтобы против их гарантий деньги ставили? Тогда зачем гарантии нужны?" Магомедсалам Магомедов также выступил с инициативой создания отдельной федеральной целевой программы социально-экономического развития Дагестана, ссылаясь на то, что аналогичные отдельные программы дали результат и в Чечне, и в Ингушетии. По Дагестану же работа строится в рамках федеральной программы "Юг".

Александр Хлопонин эту идею поддержал. Дмитрий Медведев спешить с решением не стал. "Вы проанализируйте идею, - обратился он к полпреду. - Если вы придете к выводу, что этот инструмент лучше, то отщипнем этот кусок от федеральной программы "Юг".

Кстати

Дмитрий Медведев после совещания сменил руководство МВД Дагестана. Глава государства своим указом освободил генерал-майора милиции Али Магомедова от должности министра внутренних дел по Республике Дагестан и назначил на это место полковника юстиции Абдурашида Магомедова, который занимал должность заместителя министра внутренних дел по Дагестану. На совещании президент потребовал от руководства Дагестана более активной работы по борьбе с коррупцией. "Надо действовать, надо заниматься реальной борьбой, а не торговать должностями", - подчеркнул Медведев. Он также призвал президента Дагестана Магомедсалама Магомедова системно вести работу по всем направлениям. "Вы президент республики, - сказал глава государства. - Если взяли на себя эти обязанности, нужно вести работу последовательно", - подчеркнул Медведев.

Регионы Дагестан Юг России