"Российские автомобилисты активно обсуждают последние законодательные новации - так называемый "сухой закон", который запрещает садиться за руль после употребления даже небольшого количества алкоголя. А какие ограничения действуют в Беларуси? Какая ответственность предусмотрена за нарушения? В августе планирую на машине приехать на Браславские озера, было бы интересно узнать. Посоветуйте также, на что еще следует обратить внимание при автопутешествии в Беларусь.
Владимир Сивак, Г. Волхов, Ленинградская область".
Евгений ЛАПЕЦ, начальник службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения специального подразделения ДПС "Стрела":
- Действующая в Беларуси предельно допустимая норма содержания алкоголя в крови водителя составляет 0,49 промилле. То, что выше, уже нарушение. Но это не значит, Владимир Сергеевич, что садиться за руль можно, скажем, выпив бутылку пива. Делать этого ни в коем случае нельзя! Напомню: в зависимости от индивидуальных особенностей организма и небольшая доза спиртного может привести к серьезным последствиям. Даже при содержании в крови 0,2-0,5 промилле нельзя точно воспринимать движущиеся источники света и расстояние до них. Возрастает склонность к рискованной езде, не соблюдается безопасная дистанция. Сейчас, к слову, в Беларуси планируют снизить допустимую норму - до 0,3 промилле. Пока этот вопрос обсуждается на уровне заинтересованных ведомств.
Что касается ответственности - она очень строгая. За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф в размере от 15 до 35 базовых величин (1 базовая величина составляет 35 000 белорусских рублей - это примерно 350 российских рублей. - Н.К.) с лишением права управления сроком на 3 года. А за повторное в течение года нарушение может наступить и уголовная ответственность. Вот и смотрите, стоит ли рисковать.
Беларусь и Российская Федерация входят в список стран, подписавших Конвенцию о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях. Это значит, что на территории Беларуси автомобилист - гражданин РФ, которого задержали в нетрезвом виде, будет нести ответственность по всей строгости белорусского закона.
Порядок действий в таких случаях стандартный: машина изымается на штрафстоянку, шоферу выписывается штраф, также может быть наложен арест на имущество. Инспектор ГАИ в свою очередь имеет право изъять водительское удостоверение. В дальнейшем на нарушителя будут составлены материалы, удостоверяющие факт совершения правонарушения, которые вышлют российской стороне. Взамен водителю выдадут временное разрешение на право управления, по которому он может вернуться домой.
Российским водителям перед поездкой в Беларусь необходимо обратить внимание и на другие нюансы. Во-первых, стоит заранее позаботиться об оформлении страховки - сделать это можно и перед пересечением границы. Если забудете, пеняйте на себя: штраф согласно белорусскому законодательству предусмотрен большой - 200 долларов.
Во-вторых, не лишним будет ознакомиться с Правилами дорожного движения, которые действуют в Беларуси - их можно найти в Интернете. Кардинальных отличий от российских ПДД нет, но важные моменты присутствуют. Возьмем, например, правила проезда перекрестков с круговым движением. В Беларуси приоритет имеют те водители, которые уже находятся на "круге", а не въезжают на него.
В-третьих, соблюдайте скоростной режим. Совет банальный, но, к сожалению, многие российские автомобилисты, особенно те, которые едут транзитом по трассе М1, скорость превышают часто. За превышение придется заплатить штраф: до 20 километров в час - 1 базовую величину, от 20 до 30 километров - 2 базовых величины, свыше 30 километров - от 2 до 10 базовых величин. В случае повторного нарушения в течение года законодательством предусмотрено лишение прав сроком до 1 года. И не стоит надеяться, что, к примеру, после первого штрафа о вас забудут. Инспектора ДПС оснащены переносными карманными компьютерами "Кулон", информация о нарушителе тут же заносится в базу данных. Поэтому даже если вас остановили за превышение два раза в течение дня, от более серьезной ответственности убежать не получится.
Напоследок еще несколько советов: не забывайте пристегиваться, а также обратите внимание на то, что тонировка стекол транспортных средств пленкой различной светопропускаемости запрещена - белорусская ГАИ относится к этому строго.
В целом основная масса российских автомобилистов на белорусских дорогах ведет себя дисциплинированно. Этому способствует и тот факт, что о спецмероприятиях и акциях, которые проводит ГАИ в Минске, Бресте, Витебске они могут узнать, зайдя в Интернет - российские специализированные сайты активно размещают подобную информацию на своих страницах.