Форум "Технологии в машиностроении", прошедший в подмосковном Жуковском, показал, по мнению обозревателей, что Россия утрачивает позиции в мировом танкостроении.
Речь уже не об отдельных недостатках техники, а о серьезных трудностях при создании отечественной боевой машины без иностранных комплектующих. После десятилетий российского лидерства в мировом танкостроении эта новость не радует.
Танк - это высокотехнологичная и очень сложная машина. Десятки разных организаций работают для того, чтобы из сборочного цеха вышла непобедимая боевая единица. Достаточно любой детали выпасть из цепочки - и танка, способного вести современный бой, уже нет... В точности, как в детском стишке: "Враг вступает в город, пленных не щадя, оттого что в кузнице не было гвоздя".
Проблемное место российского танка - системы защиты. Ведь современный танк защищает давно уже не только броня, а целый комплекс оборудования, которое противодействует разнообразным угрозам и атакам. В Жуковском подтвердилось, что модернизированный Т-90 не защищен сверху от кассетных поражающих элементов, а его системы оптико-электронной защиты не способны противостоять атаке ракетами третьего поколения.
Оптико-электронная защита сбивает с курса управляемые ракеты противника, мешает его лазерным дальномерам и делает массу других жизненно важных вещей. Ядро таких систем - лампы для накачки лазеров и газоразрядные источники инфракрасного излучения. Делались они в Советском Союзе, а потом в России на единственной площадке - в зеленоградском НИИ "Зенит".
Сегодня этого института не существует. На его месте - организация с созвучным названием СКБ "Зенит". Как выяснилось, это далеко не одно и то же: СКБ не входит ни в перечень оборонных, ни в список стратегических предприятий России. Судя по всему, это именно та "кузница", где потерян "гвоздь", без которого российские танки - не танки.
Как стало известно из заключения о наличии признаков преднамеренного банкротства, руководство ОАО НИИ "Зенит" заключило заведомо невыгодную сделку с аффилированной фирмой, что впоследствии привело к банкротству института. Долги оказалось нечем отдавать. Предприятие обанкротили и выставили на торги. На торгах "Зенит" купила фирма СКБ "Зенит", никакого отношения к НИИ никогда не имевшая. Шансов проиграть аукцион у СКБ "Зенит" не было: кроме нее в конкурсе участвовала только одна компания - с минимальным уставным капиталом, не имеющая каких-либо активов и подающая нулевую налоговую отчетность.
СКБ "Зенит" контролирует предприниматель Александр Гончар. С 90-х годов фигурирующий в скандальных публикациях СМИ. В некоторых электронных СМИ время от времени всплывала информация о ряде российских предприятий, к которым имел якобы отношение Александр Гончар. Пресса писала то о неправомерном банкротстве, то о попытках размывания акционерного капитала, то о нарушении условий инвестиционного конкурса, выводе активов и т.д.
Теперь под его контролем "Зенит" практически превратился, увы, в заурядный офисный центр.
И хотя по банкротству "Зенита", как писали СМИ, возбуждено уголовное дело, совсем не факт, что удастся восстановить его как полноценное оборонное предприятие. С ним поступили так, как поступают грабители с уникальными ювелирными изделиями: переплавляют их в золотые бруски, чтобы легче было продавать
Г-н Гончар, контролирующий сегодня СКБ "Зенит", большую часть года проводит в Италии, где имеет недвижимость и вид на жительство. Возможно, он предпочитает заграничную жизнь, поскольку в России является фигурантом нескольких уголовных дел. Но немаловажно, что Италия является активным экспортером оборонной техники, и сейчас ряд компаний именно этой страны стараются выйти на российский рынок и заключить контракты с министерством обороны. Для некоторых из этих компаний, наверное, большая удача, если в России какое-нибудь уникальное оборонное предприятие вдруг перестает быть и уникальным, и оборонным.