Пока государственные мужи лишь планируют строительство платных трасс в стране, иркутский предприниматель Алексей Котельников перешел от слов к делу. Купил кусок дороги, отремонтировал за свой счет и поставил шлагбаум.
Цены кусаются - за право проезда по деревянному мосту и 800-метровому участку асфальта - 200 рублей. Это с грузовиков. С легковушек - 20. Дорога ведет в садоводческий кооператив "Ангара", в котором не меньше 350 домов. Некоторые садоводы живут здесь круглый год. Вокруг поселка расположено несколько предприятий, имеющих на балансе транспорт.
- Что же это такое? - возмущается Альбина Щапова, жительница садоводства. - Если мне за день десять раз нужно туда-сюда проехать, что ж мне - каждый раз кошелек доставать? Я по своей земле хожу и платить за что должна, за воздух?
Владельцы "стратегического объекта" парируют, что плата взимается отнюдь не за воздух, а за вполне конкретные и осязаемые вещи.
- Я эту дорогу отремонтировал на свои деньги - вложил больше миллиона, - объясняет Алексей Котельников, руководитель компании, которая и владеет этой дорогой. - Видели бы вы, что здесь было - яма на яме! Причем мы предлагали и дачникам, и фирмам скинуться на ремонт, сделать его сообща. Люди здесь живут и работают небедные. Но никто не захотел участвовать, хотя пользуются дорогой все. А ее же еще и содержать надо, и налоги на имущество платить, и арендную плату за земельный участок - земля-то под дорогой муниципальная.
А раз так, то руководство компании-владельца посчитало справедливым возместить свои расходы, перекрыв путь.
С соседями-коммерсантами за это время владельцы худо-бедно договорились. Но дачники упорно отказываются платить мзду и жалуются во все инстанции. Аргумент у них простой: "Компания дорогу отремонтировала для своих нужд и по своей инициативе. Мы ее об этом не просили". Позицию хозяина моста называют рэкетом.
Между тем по бумагам все получается законным - и частная собственность, и шлагбаум.
- Мы проверили всю документацию, - поясняет начальник земельного департамента администрации Иркутска Антон Протасов. - Дорога действительно принадлежит предпринимателю на законных основаниях. Раньше это была ведомственная трасса - ее построило еще в 1969 году и много лет содержало предприятие "Вилюйлес". В результате приватизации она в составе всего имущественного комплекса отошла в собственность предприятия, а нынешний владелец купил ее и мост вместе с базой.
На всякий случай городская администрация направила запрос в прокуратуру Иркутска: не было ли нарушения при приватизации дороги и законно ли стремление ее владельцев брать плату за проезд? В прокуратуре пока не комментируют ситуацию, поскольку проверка по факту не завершена. Котельников в свою очередь утверждает, что насчет тарифов в прошлом году обращался в комитет цен - там ему пояснили, что рыночные отношения регулируют сами участники рынка, никто не сказал, что эта затея незаконна. Тем более что на пункте пропуска есть контрольно-кассовая машина, и охранник вручает проезжающим кассовый и товарный чеки. Причем таксу хозяин не считает заоблачной. Ссылается на то, что соседние предприятия делают бизнес на лесе и металле, и 200 рублей для них не расходы.
- Если честно, мы и сами не рады такому хозяйству, - признается мостовладелец. - Мы обратились к властям с предложением передать дорогу и мост на баланс города или области - пусть нам только стоимость ремонта возместят. Вот только никто не торопится их принимать. Говорят, денег нет.
Городским чиновникам удалось склонить конфликтующие стороны к временному компромиссу. Город согласился в этом году не взимать арендные платежи с компании, а она взамен будет беспрепятственно пропускать садоводов. Для грузовиков и посторонних легковушек въезд останется платным.
Но что будет в следующем году? На переговорах председатель садоводства Анатолий Собейко сказал, что жители до нового года собираются отсыпать альтернативную дорогу. И попросту объезжать шлагбаум.