13.08.2010 00:20
Общество

Игорь Майданов: Горящие торфяники начали заполнять водой

Горящие торфяники начали заполнять водой
Текст:  Татьяна Смольякова
Российская газета - Столичный выпуск: №180 (5259)
Читать на сайте RG.RU

В Подмосковье продолжаются торфяные пожары, переходящие в лесные. Вчера из-за угрозы возгорания были эвакуированы дачники нескольких садовых товариществ в Шатурском районе.

Вчера же в Шатурском, Коломенском и Егорьевском районах Подмосковья началась операция, которую областные власти назвали обводнением торфяников. Между тем в минприроды полагают, что это экстренная мера, за которой должно последовать настоящее восстановление порушенной экосистемы. Об этом корреспонденту "РГ" рассказал замминистра природных ресурсов и экологии Игорь Майданов.

Российская газета: То, что сейчас закачивают воду в Егорьевском, Коломенском и Шатурском районах, - это обводнение или тушение пожара? Виктор Данилов-Данильян утверждает, что это еще не обводнение.

Игорь Майданов: Да, это тушение пожара. Обводнение болот - совершенно другой процесс, и он не требует подачи воды извне. Обводнение болот проводится путем перекрытия каналов осушительной сети, что препятствует стоку природных вод с болота.

Избыток воды на осушенном болоте формируется естественным путем, так же, как он формировался, когда болото было в естественном состоянии, однако выводится с болота с помощью дренажной системы. Если дренажная система перекрывается, то природные воды задерживаются, насыщают торф, что стимулирует возвращение болотной растительности и возобновлению процесса торфообразования. С этого момента вода будет стоять всегда у поверхности возрожденного болота, за исключением очень редких действительно экстремально сухих периодов.

Некоторые болота невозможно обводнить таким образом, особенно бывшие верховые болота на водоразделах. В этом случае необходимо доработать торфяную залежь, опустив таким образом поверхность торфяника ближе к поверхности грунтовых вод.

РГ: У нас уже есть очень удачный опыт обводнения Мещеры, который, как я понимаю, вы хотите применить и в Подмосковье. Сколько времени и денег ушло на это?

Майданов: Первые работы по массовому обводнению осушенных торфяных болот на территории парка Мещера начаты в 2000 году, хотя отдельные попытки были и в 90-х. Очень трудно оценить сумму, так как она поступала из различных источников - Минприроды России, Владимирской области, Гусь-Хрустального района, международных организаций и фондов при огромном вкладе волонтерского труда и содействии местного населения. В настоящее время обводнено 2000 га.

РГ: Подмосковные власти уже озвучили сумму, необходимую для полного обводнения торфяников, - 25 миллиардов рублей. А, по-вашему, сколько денег и времени на это уйдет?

Майданов: На этот вопрос невозможно ответить без предварительной инвентаризации участков, выявления объектов обводнения и обследования конкретных объектов. Что касается отдельных объектов, то скорость обводнения в зависимости от положения в ландшафте может быть от 2 месяцев для небольших пойменных торфяников до 3-4 лет для водораздельных крупных массивов.

РГ: Роль минприроды в обводнении подмосковных торфяников?

Майданов: Во-первых, минприроды в лице Всероссийского геологического фонда является держателем основной информации о торфяниках как месторождениях общераспространенного полезного ископаемого, включая данные разведки, геологических изысканий и гидрологических исследований на исходном болотном массиве, проект осушительной сети и т.д. Без этой информации невозможно спланировать никаких действий по торфяным месторождениям. Во-вторых, любые работы по изменению гидрологического режима сопровождаются серьезными воздействиями на окружающую среду и ее компоненты. В связи с этим необходимо обеспечить оценку воздействия, экологическую экспертизу и экологическое сопровождение всех проектов. В-третьих, необходима организация мониторинга на объектах обводнения, что обеспечивается Гидрометеослужбой и водной службой.

Четвертое: в случае необходимости доработки торфяных месторождений, которые находятся в ведении субъектов Федерации, потребуется методическое сопровождение особого режима торфоразработки с целью обводнения, что является предметом деятельности геологической службы.

Болота в естественном состоянии согласно Водному кодексу являются водными объектами, и доля их площади в естественном состоянии для каждого бассейна - критический показатель для регулирования водного режима, включая предотвращение паводков, поэтому критерии для пространственного планирования проектов по обводнению - также прерогатива минприроды. И, в конце концов, торфяные болота являются объектом охраны и особого управления в рамках обязательств России по международным конвенциям в области охраны окружающей среды и биологического разнообразия - это Рамсарская конвенция, Конвенция о биоразнообразии, Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Конвенция по борьбе с опустыниванием, находящиеся в ведении минприроды.

РГ: Игорь Иванович, кому принадлежит территория торфяников? Это федеральные земли, региональные или муниципальные? Какие органы власти несут ответственность за то, что на них происходит?

Майданов: Земля под осушенными торфяными болотами может управляться на всех трех перечисленных уровнях. Торфоразработки изначально были землями промышленности. Если торфоразработка доведена до конца торфопредприятием, то земли должны были быть рекультивированы и переведены либо в сельскохозяйственные земли, либо в лесные или превращены в водный объект с образованием водоема. Если торфопредприятие разорилось и не успело привести в порядок дела и земли, а именно эти земли представляют наибольшую пожарную опасность, то они перешли в земли запаса, то есть нераспределенный земельный фонд, который может управляться как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Поэтому управляющего нужно определять для каждого болотного массива.

РГ: Какую площадь занимают осушенные торфяные болота?

Майданов: В России с начала XX века 1,5 млн га выработаны в ходе торфоразработок, включая недоработанные и брошенные земли. По Московской области, по данным Всероссийского геологического фонда, выработано почти 73 тысячи га торфяных залежей.

Фото: РИА "Новости"

Экология Пожары