Значительное количество изменений в Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество (ТС), утвержденное правительством РФ в этом году, связано с мерами по противодействию уклонению от уплаты налогов.
Так, российские правила "тонкой капитализации" могут применяться к процентам, выплачиваемым российской компанией в пользу иностранной. В этом случае большая часть процентов не может признаваться расходом при исчислении налога на прибыль и подлежит обложению налогом у источника выплаты в качестве дивидендов. По всей видимости, норма была введена в ответ на складывающуюся в России судебную практику, согласно которой правила "тонкой капитализации" могут не применяться, если соответствующим международным соглашением предусмотрено, что иностранная компания не может подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем российская.
В новом ТС также вводятся специальные правила налогообложения в отношении ассоциированных предприятий, т.е. когда одно из таких предприятий контролируется прямо или косвенно другим предприятием, либо когда такие предприятия контролируются одними и теми же физлицами. В случае если между российским и другим ассоциированным предприятием создаются условия, которые приводят к занижению прибыли в России, сумма недоначисленной прибыли может быть обложена российским налогом на прибыль.
Существенные изменения связаны с введением ограничений на применение налоговых льгот. В частности, новые нормы прямо устанавливают, что компетентные органы могут отказать в предоставлении международных налоговых льгот в случае, когда получение льгот при выплате дивидендов, процентов и роялти является одной из основных целей применения международного соглашения.
Кроме того, в ТС введена статья 29 "Ограничение льгот", согласно которой международные льготы не применяются в случаях: когда предоставление льгот ведет, по мнению компетентных органов, к злоупотреблению соглашением с точки зрения его целей; когда после подписания соглашения одно из государств установит льготный порядок налогообложения офшорного дохода компаний (в отношении определенных видов доходов); когда более 50% участия в зарубежной компании принадлежит прямо или косвенно лицам, не являющимся резидентами государства, в которой такая компания осуществляет деятельность (за исключением отдельных случаев).
На практике часто возникают ситуации, в которых иностранная компания признается налогоплательщиком в России, однако механизм удержания налога не предусмотрен ни российским законодательством, ни соответствующим международным соглашением, например, когда одна зарубежная компания продает российское недвижимое имущество другой и обе компании не зарегистрированы для целей налогообложения в России. Согласно новому ТС российские налоговые органы в таких случаях могут направить запрос в соответствующие органы иностранного государства на взыскание с иностранной компании налогов или наложение обеспечительных мер в соответствии с российским законодательством.
В новое ТС был введен и ряд других изменений, в которых нашли свое отражение тенденции, складывающиеся в международной практике. Например, введены критерии места управления для целей признания компании резидентом, детализированы и введены нормы, направленные на совершенствование обмена информацией с иностранными налоговыми органами, добавлены и уточнены некоторые термины и т.д.
Эффект от изменений в ТС будет зависеть от того, насколько интенсивно Минфин России планирует перезаключать на его основе действующие международные соглашения с наиболее популярными для целей налогового планирования юрисдикциями. В случае активного перезаключения международных соглашений многие существующие сегодня способы международного налогового планирования, скорее всего, утратят актуальность.