Смоленскую молодежь настраивают на плодотворную работу в родном регионе. Пока же выпускники вузов и колледжей массово уезжают работать в столицу.
По мнению специалистов, одна из причин оттока перспективных кадров - отсутствие нормальной профориентации.
- Статистика свидетельствует: 60 процентов абитуриентов поступают в вуз, который им выбрали родители, - говорит начальник главного управления по делам молодежи Смоленской области Сергей Картошкин.- При этом ни склонности, ни способности молодых людей могут не учитываться, а в расчет нередко принимаются мечты взрослых или рейтинги специальностей. Вообще говоря, сейчас любой профессионал сможет найти в регионе нормальную работу и получать хорошую зарплату. Однако стать профессионалом в деле, к которому ты не испытываешь никакого интереса, как правило, не получается. Именно поэтому так важна профориентация. С ее помощью молодой человек сможет понять, в какой именно сфере ему проще добиться настоящего успеха, никуда при этом не уезжая.
Идея мобильного профориентационного центра для молодежи с опытными специалистами и набором серьезных диагностических методик возникла несколько лет назад. Задача заключалась в том, чтобы протестировать всех старшеклассников области, причем несколько раз. Сначала - для распределения ребят по интересам, чтобы начать с ними работать, проводить встречи, организовывать экскурсии на предприятия, предлагать практику в соответствующей сфере. Повторное тестирование обычно показывает, не поменялись ли приоритеты подростка и не стоит ли перевести его в другую группу. Если этим заниматься всерьез, к окончанию школы склонности подростка обязательно определятся.
Такой мобильный центр должен быть относительно независимым - в корпоративном смысле. В Смоленской области есть несколько структур, которые занимаются профориентацией молодежи. В частности, это служба занятости, департаменты по образованию и науке и вопросам местного самоуправления, главное управление по делам молодежи. Эту работу проводят также некоторые вузы и колледжи. Они заинтересованы в абитуриентах, обещают молодым людям сделать из них специалистов, но, как правило, избегают рассказывать подросткам о том, что на самом деле их ждет после завершения обучения.
Независимая профориентация нужна для того, чтобы уже сегодня оперировать информацией о специальностях, которые будут наиболее востребованы в Смоленской области, скажем, через пять лет. И работать при этом нужно не только с молодыми людьми, но и с их родителями. Если молодой человек интересуется техникой, из него можно сделать юриста. Но совсем не факт, что в дальнейшем он сумеет найти себя и добиться успеха - есть примеры, когда специалист с таким дипломом вынужден торговать на рынке. Правильнее учесть способности и предпочтения подростка и объяснить ему и его родителям, что через пять лет в регионе будут востребованы, например, инженеры-технологи. А получение такой специальности позволит найти отличную работу не только за тридевять земель, но и в родном райцентре, на заводе, где началась реализация масштабной программы модернизации.
- У подростков смутное представление о рынке труда и специальностях: многие искренне считают, что финансисты всегда при деньгах, а экспедиторы ездят в экспедиции, - говорит психолог вуза Мария Ефременкова. - Мне кажется, самое главное правильно оценивать собственные способности и возможности, поскольку интересы и тенденции на рынке труда со временем все-таки меняются. Сейчас есть современные компьютерные методики, позволяющие ребенку сделать правильный выбор. Ему придется около часа повозиться с компьютером, но в результате он получит подробный анализ собственной персоны и рекомендации, которые можно впоследствии использовать при составлении резюме.
Сейчас такое тестирование - добровольно и с большим интересом - проходят 15-17-летние слушатели специализированной профильной смены молодежи "Архитектура таланта". В лагере им пытаются помочь разобраться в себе. Зная конечную точку - "через десять лет я хочу быть…", - проще проложить маршрут в будущее: в каком заведении получать профессиональное образование, как вести себя во время учебы, где проходить практику и искать работу, чтобы стать настоящим профессионалом. Когда такой "маршрут" с помощью психологов, родителей, чиновников намечен, самореализоваться проще.
В лагере сейчас находится 150 подростков со всей области. Здесь с ними ежедневно встречаются представители власти, успешные предприниматели, журналисты, что дает возможность получить из первых рук исключительную информацию. Внимание чиновников к лагерю неслучайно, ведь молодежи всеми силами пытаются внушить, что свои силы нужно прилагать в Смоленской области.
Андрей Быков - на вид типичный "ботаник", перешел в десятый класс и приехал "разбираться в себе" в лагерь из поселка Угра. С одной стороны, рассказывает он, тянет выступать на сцене (парень четыре года занимается на театральном отделении районной музыкальной школы); с другой - увлекают компьютеры и информатика. Тестирование показало, что свои приоритеты Андрей определяет правильно и успеха может добиться и в той, и в другой сфере. "Решил поступать в технический вуз, где есть своя команда КВН, которая позволит людям оценить меня как актера", - рассказывает о сделанных в лагере выводах Андрей.
Здесь все ребята рассуждают на редкость разумно. Екатерину Ерашову из райцентра Ярцево тянуло и в чиновники, и в инженеры, и даже в политику. А еще она пишет для молодежного приложения к районной газете. Тестирование помогло и ей: "Пойду, скорее всего, в технический вуз. Надо получить профессию, зарекомендовать себя, устроиться, а потом можно думать об увлечениях".
P.S.
Полторы сотни слушателей лагеря - капля в море. Чтобы провести тестирование во всех школах региона, необходимо гораздо больше времени и усилий специалистов-психологов. Тем не менее такая задача стоит, и в Главном управлении по делам молодежи работают над проектом областной целевой программы, в рамках которой ее можно будет решить. Еще одно важное направление работы: подготовка специалистов в регионе должна соответствовать реальным потребностям экономики. Сам Сергей Картошкин называет это "мечтой" - пока нет даже представления о том, каким образом можно повлиять на программы учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.