17.08.2010 00:25
Общество

Медики: без защиты от городского шума люди заметно теряют слух

Многие службы стали в жару работать после полуночи. Как защитить свое право на сон в тишине?
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №182 (5261)
Читать на сайте RG.RU

В последнее время многие жители Владивостока начали мучиться от своеобразной уборки мусора в их дворах.

Рев тяжелых грузовиков и грохот контейнеров регулярно будят их в три часа утра. Начальники компании, которая обслуживает дома, заявляют, что вывозить мусор ночью им удобнее, поскольку днем пробки. Неожиданно помощь мучающимся от бессонницы гражданам пришла от милиции. Пресс-служба местного УВД выступила даже со специальным разъяснением, что тем, кто не может заснуть от уличного шума мусорщиков, надо вызывать дежурный наряд или своего участкового и просить составить протокол. Потом этот документ отправляется в суд. А там по городскому закону коммунальщики будут оштрафованы на солидную сумму.

В жару на ночной режим работы сейчас стали переходить многие службы российских городов. У полуночников среди аргументов за то, чтобы начинать работу при свете луны, чаще фигурируют не только пробки, но и отсутствие палящего солнца. Так, вокруг гигантского супермаркета в ближнем Подмосковье в условиях пекла и смога исключительно с часу ночи уже месяц идет ремонт старого асфальта с матом и отбойными молотками.

Днем это делать сложнее и совсем невыгодно: на улице пекло и ремонт - помеха покупателям. Так что ночью им работать удобнее. А о том, что во всех близлежащих к торговому центру домах спят граждане и у всех из-за аномальной температуры открыты окна, никого из ремонтных начальников не волнует - прибыль дороже.

По существующим сегодня санитарным правилам шум в вагоне не должен превышать 70 децибел. А он на большинстве станций столичного метро давно зашкаливает за сотню. Иск принят, но пока дата не назначена.

Врачи утверждают, что больше 85 процентов жителей крупных городов-миллионников живут в зонах шумового дискомфорта. Это почти втрое больше, чем в средних и небольших городах.

В Мосгордуме из-за возросшего шума депутаты сейчас начали менять городской "закон о тишине". Народные избранники собираются ввести новые ограничения на шумные работы и резко увеличить штрафы нарушителям. Сложно сказать, будет ли от этого существенный эффект, ведь в настоящее время каждая вторая новостройка возводится в непосредственной близости от трасс - одного из главных источников шума. Порой между домом и дорогой лишь тротуар. Ни о какой санитарной зоне и речи не идет. Отсюда и весьма интересный медицинский факт - частота стойкого снижения слуха у жителей Москвы на 20 процентов выше, чем у жителей Подмосковья.

Не очень комфортно из-за сверхнормативного шума жить на окраинах городов и в ближних пригородах из-за аэропортов. Больше всего от рева турбин в Москве страдают "спальные" районы. Теплый Стан, Ясенево, Тропарево, Солнцево - от аэропорта Внуково, Южное Бутово - от аэропорта Остафьево, Молжаниновский район, Митино, Зеленоград мучаются от Шереметьево. Вообще в большинстве крупных российских городов аэропорты строили на далеких окраинах, как того требовали нормы. Но за десятилетия города выросли и аэропорты оказались совсем близко к жилым кварталам. Но переносить их дорого.

Истины ради надо сказать, что опасный шум - беда не только отечественных крупных городов. Всемирная организация здравоохранения составила даже специальный список самых шумных городов планеты. Токио, Нагасаки и Нью-Йорк - во всех них порог в 80 децибел давно пройден. По мнению медиков, спокойно переносят шум большого города всего 30 процентов его жителей. Отоларингологи предупреждают, что ухудшение слуха под воздействием шума происходит постепенно и обычно заметно становится лишь через несколько лет.

Неужели ситуация непоправима? Юристы утверждают, что во многих случаях даже действующих законов вполне хватает, чтобы поправить ситуацию. Ночным мусорщикам, строителям и укладчикам асфальта, какими бы мотивами они ни руководствовались, шуметь в темноте запрещено законом. Жильцы, до которых доходит этот грохот, имеют полное право подать на них в суд, и у граждан есть все шансы такой суд выиграть. Подобная судебная практика уже наработана. Ночной грохот - административное правонарушение с приличным штрафом как для физических, так и для юридических лиц. Для привлечения виновных к ответственности нужно написать заявление в дежурную часть милиции либо вызвать участкового, который должен составить протокол. Если этот документ направить в суд, то определять степень наказания коммунальщиков будут мировые судьи в соответствии в городским или региональным законодательством. В большинстве больших городов нормы шума прописаны в местных законах. Причем приличный штраф грозит не только фирме-хозяину полночных машин. Ответить рублем может и отдельно взятый водитель мусороуборочной машины, если он, например, в ответ на возмущения жильцов грубит или ругается.

Досье "РГ"

Какой уровень шума считается допустимым?

Дневная норма общего уровня шума - до 55 децибел.

Ночная норма - до 45 децибел.

Но шум в децибелах не каждый посчитает. Для сравнения легко сопоставить предельные санитарные нормы с тем, как "звучит" окружающий нас мир.

Спокойная человеческая речь - от 40 до 45 децибел.

Звонок будильника - 80 децибел.

Работающая дрель - 100 децибел.

Самолет с работающими двигателями - 120 децибел.

Крупная стройка - до 70 децибел.

Движение на большой автомагистрали - 85 децибел.

Музыка на дискотеках - до 160 децибел.

Здоровье