18.08.2010 00:10
Культура

Джеймс Кэмерон: "Аватар-2" расскажет о пандорианском океане

Джеймс Кэмерон рассказал "РГ", как он мог спасти Мексиканский залив от катастрофы
Текст:  Марина Очаковская (Лос-Анджелес)
Российская газета - Федеральный выпуск: №183 (5262)
Читать на сайте RG.RU

Обычно классическое кино возвращается на большой экран после десятилетий восторгов, когда отстреляны уже все сиквелы и проведена тщательная реставрация, призванная оживить поистершиеся любимые образы. Так было с "Унесенными ветром", с "Волшебником страны Оз", с отечественными "Веселыми ребятами". Но чтобы новая премьера старого фильма назначалась через восемь месяцев после первой - такого в кино еще не было.

Беседа наша состоялась незадолго до того, как Джеймс Кэмерон собрался погрузиться в воды Байкала. Но сначала я его спросила о второй премьере "Аватара".

Джеймс Кэмерон : Я добавил девять минут к фильму, вот почему студия решила устроить еще одну премьеру.

Российская газета : И эти девять минут...

Кэмерон : Покажут новый вид пандорских хищников. Это во-первых. А во-вторых, присоединят дополнительные моменты к любовной сцене главных героев, а то совсем уж получилось как-то бестелесно. И, наконец, я добавил эмоциональную сцену гибели вождя народа Нави в битве.

РГ : Ходят слухи, что некоторые ваши поклонники после просмотра фильма впадают в депрессию, оттого что Пандора существует лишь в воображении, что нет в жизни этих замечательных лесов, плывущих гор и волшебных водопадов.

Кэмерон : Я очень хочу надеяться, что это преувеличение. Но... каждая гипербола имеет в основе своей реалии, и нужно сказать, что человечество закончило эпоху великих путешествий. На земной суше исследовано практически все, а в космос начальники предпочитают посылать людей кружиться вокруг Земли, а к другим планетам направлять автоматы. Я не оспариваю рациональность такого подхода, но для эмоций, для радости открытия неизведанного остается очень мало. Вы заметили, как научная фантастика заменяется фэнтэзи? Это один из признаков ситуации. Хотя, должен сказать, что осталось одно поле деятельности - океан: исследовано всего около трех процентов его водного объема, а что там дальше... Сейчас я строю в Австралии аппарат для погружений, который далеко обойдет по своим возможностям все существующие батискафы. На нем можно будет опуститься даже в Марианскую впадину. Интересно, какие неожиданности ожидают нас там, правда?

РГ : Ну вот мы и подошли к морским глубинам. Я знаю, что вы летите на Байкал. Новый проект?

Кэмерон : Нет, просто ради удовольствия. Мой друг доктор Анатолий Сагалевич собирается проводить там глубинное погружение, вот он и спросил, не хочу ли я поучаствовать. От такого, конечно, не отказываются.

РГ : Я слышала, вы хотели привлечь команду глубоководных "Миров" к ликвидации последствий нефтяной катастрофы в Мексиканском заливе, где в воду на протяжении более двух месяцев выливалось свыше шести тысяч тонн нефти ежесуточно.

Кэмерон : О, это целая история. Прежде всего я позвонил Анатолию с одним-единственным вопросом: "Сможешь?" Он ответил: "Конечно". Тогда я позвонил в БП (бывш. "Бритиш Петролеум" - владелица взорвавшейся скважины. - М.О.) и сказал им, что самая тренированная в мире команда на лучших в мире глубоководных аппаратах, оснащенных лучшими роботами, готова помочь. Ответ был кисло-сладкий, мол, мы и сами можем, и у нас есть люди, и роботы есть, сами справимся. Ладно. Тогда я собрал со всего мира команду экспертов: нефтяников, инженеров, робототехников. Мы засели за работы и выдали 25 страниц рекомендаций, с которыми я отправился в Вашингтон. Я обошел все заинтересованные инстанции - никто не слушал. Отмахивались все. Кому, мол, нужен этот любитель, когда вокруг серьезные профессионалы! А нефть выливается. Наконец через два месяца, после нескольких проб и ошибок, компания успешно закупорила эту чертову скважину. В полном соответствии с нашими предложениями! До мелочей! Нет, я не утверждаю, что они сперли нашу идею, они сами дошли до нее - но через сотни тысяч тонн вылившейся нефти, через загаженное побережье, через погибшую океаническую живность. Вот так-то. Поэтому, хотя Голливуд - не самое доброе место на планете, я все же предпочитаю снимать фильмы, чем воевать с бюрократией.

РГ : Тогда вернемся к фильмам. Выход "Аватара" стимулировал настоящий взрыв трехмерных фильмов. Потом, кстати, этот феномен несколько стих.

Кэмерон : И очень славно. Потому что практически одновременно на экраны вышли успешные "Аватар", "Алиса в стране чудес" и "Как приручить дракона", и Голливуд заволновался: деньги протекали мимо. Срочно стали переделывать двумерные фильмы в трехмерные - мастерили из подручных средств на плохой аппаратуре. Без малейшего понятия о законах игры, вот и получался мусор. Конечно, зритель отреагировал ногами. Но никуда не деться: режиссерам придется учиться, актерам - играть, а инженерам - конструировать новую съемочную технику, мимо трехмерности не пройти.

РГ : Когда?

Кэмерон : Точно не скажу, но года три пройдет. Уже выпускаются объемные телевизоры, которые год от года становятся дешевле. Пока для них попросту нет передач, но ведь начнут же транслировать спорт, потом детские передачи и мало-помалу Голливуд осознает, что ему требуется серьезная перестройка.

РГ : Что же будет делать во время этой перестройки Джеймс Кэмерон?

Кэмерон : Снимать "Аватар-2", а потом, возможно, и "Аватар-3". Я сейчас как раз веду переговоры со студией и хочу пройти эту тягомотную фазу за один раз сразу на два фильма. Второй "Аватар" будет как раз о пандорианском океане, о его загадках и прелестях. Вообще, вы же понимаете, что я конструирую мир моей мечты.

Кино и ТВ