Что же это было? Как классифицировать тот погодный кошмар, который довелось пережить россиянам? И к чему готовиться дальше?
"Российская газета" задала эти вопросы экспертам по изменениям климата одного из крупнейших в мире метеоцентров. Официально известный как МетОфис, научно-исследовательский Хадли-центр расквартирован на юго-западе Англии в городке Эксетер. Этот госбюджетный, находящийся под патронажем британского правительства НИИ национального масштаба имеет статус мирового лидера в исследованиях климатических изменений, моделируя их в пределах ближайшего столетия.
Для "разогрева" предмета - несколько самых горячих фактов. Все температурные рекорды побиты нынче не только в России - первое полугодие 2010 года стало самым жарким периодом по всей планете за всю историю метеонаблюдений. Между тем эксперты предупреждают, что погодные "неожиданности" будут и впредь сыпаться на наши головы как горох из дырявого мешка. Европейское агентство по вопросам экологии заявило еще четыре с лишним года назад, что Европу ожидают самые серьезные климатические изменения за 5000 лет.
При этом подвижки идут в сторону нестерпимой жары. Температура в Европе растет гораздо быстрее, чем в среднем по планете, что является следствием сжигания угля, газа и нефти. В Хадли-центре мне было определенно заявлено, что холодных дней в XXI веке будет все меньше. И что это ничего хорошего не сулит. Холода имеют обыкновение убивать вредителей - насекомых и болезнетворные организмы. Но на картах климатического будущего, составленных физиками этого центра, Земля образца 2100 года практически не имеет голубых пятен, обозначающих холодные зоны. Почти вся наша планета на ней - красная. Дэвид Паркер, эксперт Хадли-центра по мониторингу климата, сказал, что приступы экстремальной жары становятся серьезнейшей проблемой. Эти приступы будут идти по нарастающей, ударяя по планете все чаще и все сильнее. И хотя за минувший век температура на планете возросла, казалось бы, всего на три четверти градуса - крайне существенно, по мнению британских климатологов, что за последние 800 лет температура на планете с такой скоростью никогда не росла.
Российская газета : Ученые МетОфиса утверждают, что глобальное потепление, в которое мы вступили, - это явление, предсказанное с точностью до 99 процентов. И однако же именно факт глобального потепления постоянно ставится под сомнение многочисленными скептиками. Как можно объяснить такое недоверие общественности и СМИ к столь определенным научным заключениям?
Питер Стотт, эксперт по детектингу климатических явлений : Межправительственная группа по изменению климата (IPCC) в своем отчете за 2007 год вынесла заключение, что глобальное потепление климатической системы планеты является абсолютно ясным. Точно также ясно, что большая часть наблюдаемого с середины двадцатого столетия роста средних температур по планете с наибольшей долей вероятности есть следствие увеличения концентрации "парниковых газов". Между учеными существует полный консенсус в этом вопросе. Что же касается широкой публики, то на ее скептицизм работает масса факторов. Например, в Британии в этом году была очень холодная зима. И это для людей уже повод засомневаться: а где же оно, глобальное потепление? Поэтому ученые должны неустанно объяснять людям разницу между погодой и климатом.
РГ : Можно ли было предсказать переживаемый сегодня Россией погодный катаклизм? Просчитал ли его кто-либо из климатологов? Если нет, то почему?
Стотт : Прогнозы погоды по тому или иному региону с детальной информацией по температуре воздуха, выпадению осадков даются лишь на период в 4-5 дней. Отслеживая температуры океанов и другого рода показатели, возможно сделать заключения о преобладающих тенденциях погоды в более широком плане - например, будет ли предстоящая зима очень холодной или, напротив, мягкой. Вероятность же экстремальных погодных явлений, правда, без точных деталей, может быть в ряде случае просчитана за 7-10 дней вперед. Но лишь в ряде случаев...
РГ : Три года назад вы сказали, что именно Россия и Канада переживают сегодня самые стремительные климатические изменения в сравнении с остальным миром. Почему именно эти две страны?
Стотт : Это происходит в силу того, что сильнейший эффект потепления будет наблюдаться в высоких широтах северного полушария. Отступающий снежный и ледяной покровы вызывают там еще больший разогрев в силу того, что обнажающаяся поверхность является менее отражающей и потому будет впитывать больше солнечного тепла.
РГ : Ваши ученые утверждают, что Россия и Канада относятся к числу тех немногих счастливчиков, которые могут как раз-таки выиграть от происходящих сегодня на планете климатических изменений. Но если потепление будет вызывать катаклизмы, подобные тому, что переживает Россия сегодня, то это трудно назвать выигрышем, не так ли?
Стотт : Самые последние исследования действительно показывают, что урожаи в России и Канаде увеличатся, во всяком случае, на начальном периоде глобального потепления, на ближайшие два-три десятилетия. Это и понятно, ведь растения откликаются позитивно и на более высокие температуры, и на повышающийся уровень углекислого газа. Но тот же теплеющий климат будет неизбежно нести в себе угрозу более частых экстремальных погодных эксцессов. К тому же возникнут проблемы в северных районах России на вечной мерзлоте. Мерзлота окажется не "вечной", она подтает, и сегодняшние строительные конструкции начнут сыпаться.
РГ : Российские метеорологи напрямую связывают аномальную жару в России с таянием арктических льдов. Разделяете ли вы эту точку зрения?
Стотт : Арктика значительно съежилась, и в последние годы мы отмечаем рекордно низкий уровень ледяной поверхности в летнее время года. Однако до сих пор открытым остается вопрос, имеется ли связь между наблюдаемым сегодня необычайным поведением погоды и уменьшением льда.
Кстати, метеоролог Майк Блекберн из британского университета Рединг высказал на днях версию о том, что экстремальная жара в России и катастрофические наводнения в Пакистане имеют общую причину - изменение поведения так называемого струйного течения на большой высоте в атмосфере. По мнению ученого, необычное "застопорение" струйных течений, отмеченное в середине июля, могло создать самые подходящие условия для экстремальных погодных явлений.