В среду в Сочи прошла четырехсторонняя встреча президентов России, Таджикистана, Афганистана и Пакистана.
В таком формате "четверка" собирается не в первый раз. В конце июля прошлого года главы государств четырех стран встречались в Душанбе. Кроме того, лидеры Афганистана и Пакистана в последние годы стали постоянными гостями разных региональных азиатских площадок. Это касается, например, саммитов Шанхайской организации сотрудничества, куда входит и Россия, и Таджикистан. Такая частота встреч позволяет активнее налаживать взаимодействие по основным вопросам развития региона, где за долгие годы скопился огромный пласт проблем.
"Чем больше консультаций идет в региональном формате, тем лучше, - уверен Дмитрий Медведев. - Тем более что в регионе сохраняется напряженность, есть трудности со строительством государства в Афганистане". Вдобавок в Пакистане случилось стихийное бедствие. Из-за него, к слову, встреча "четверки" могла бы и не состояться, если бы президент Али Зардари в связи с наводнением остался дома. Но он не остался. "На меня оказывалось давление, чтобы я не уезжал, но я объяснил, что это очень важный форум", - рассказал он коллегам по "четверке".
Список проблем, актуальных для региона, плавно перетекает из года в год. Все мировое сообщество предпринимает усилия по борьбе с терроризмом, гнездом которого многие считают Афганистан. "Мы высоко оцениваем ваши усилия, но есть ряд вопросов концептуального, практического плана", - заявил Дмитрий Медведев.
Для президента Таджикистана Эмомали Рахмона рассадником терроризма являются нищета, бедность и безработица. Отсюда же растут корни и существующей в регионе наркоугрозы. "Ответ на нее должен быть совместным, а не изолированным, - уверен Дмитрий Медведев. - Эту проблему не решить самому Афганистану, не решить России, не решить отдельно какой-то другой стране".
Решение большинства проблем действительно может лежать в экономической плоскости, а здесь у четырех стран еще остались определенные заделы с прошлых времен. Дмитрий Медведев призвал возродить экономические проекты, запущенные еще в советский период. "От того, насколько мы сможем запустить эти процессы, зависит решение целого ряда социальных задач, - считает российский лидер. - У нас есть проекты, которые исторически развивались в нашем регионе, есть те проекты, которые возникли в советское время. Я думаю, что есть смысл вернуться к ним для того, чтобы придать дополнительную динамику экономическому развитию, решить целый ряд неотложных задач". В первую очередь, это касается энергетической сферы и социального развития государств.
До встречи на четверых Дмитрий Медведев провел отдельные короткие переговоры с пакистанским и афганским коллегой, который пригласил Медведева прибыть с визитом в его страну. "У нас есть все основания констатировать серьезный прогресс между нашими странами, - обратился российский лидер к президенту Афганистана Хамиду Карзаю. - Надеюсь, что это воплотится и в развитии экономических отношений, потому что я считаю это важным для Афганистана в данный момент".
Не менее важна и внешнеполитическая координация деятельности двух государств, где Кремль в первую очередь выделяет два основных направления. Первая составляющая - антитеррористическая. "Россия безусловно поддерживает усилия Афганистана по установлению гражданского мира в стране, по преодолению тех сложностей, которые были в последние годы, поддерживает борьбу афганского правительства с терроризмом и готова всячески помогать в этом направлении", - заверил Медведев. Второй значимый аспект кооперации с Афганистаном - борьба с наркоугрозой. "Это общая проблема стран региона, в том числе России", - заявил российский лидер, не стремясь переложить все бремя ответственности на один Кабул.
Хамид Карзай оценил такой подход России. "Наркотики - это не только афганская проблема, - согласен он. - В борьбе с терроризмом и наркотрафиком Афганистану нужна поддержка других государств и такой великой страны, как Россия".
Но даже у такой страны могут быть большие проблемы. Дмитрий Медведев принял соболезнования Карзая в связи лесными пожарами, унесшими жизни российских граждан.
А чуть позже Дмитрий Медведев уже сам выражал слова сочувствия в связи с сильными наводнениями в Пакистане. "Мы готовы оказать всю возможную помощь пакистанскому народу, - заявил он, встречаясь с президентом Али Зардари. - Все, что необходимо, мы готовы предпринимать".
Сфера российских интересов в отношениях с Пакистаном полностью совпадает с афганским вариантом. "Мы вышли на высокую степень регулярности общения, и это позволяет нам развивать отношения с Пакистаном и в экономической сфере, и по вопросам безопасности, и по вопросам регионального урегулирования, а мы с вами живем в неспокойном регионе", - обратился российский лидер к гостю. Россия хотела бы продолжить взаимодействие и по вопросам противодействия терроризму и наркоугрозе.
Бороться с последней руководство Пакистана призывает всем мировым сообществом. "Ни одна страна не сможет в одиночку это сделать, - считает президент Зардари. - Мы поддерживаем афганский народ в этой борьбе, и другие страны должны тоже присоединиться".