19.08.2010 00:35
Экономика

В Сибири возрождают этнографический туризм

Как привлечь туристов в регионы Сибири
Текст:  Эльвира Новикова Светлана Сибина Надежда Столярчук
Российская газета - Экономика Сибири: №0 (5263)
Читать на сайте RG.RU

Туристическими брендами Сибири заслуженно считаются Алтай и Байкал. Но и другие территории также намерены активно развивать внутренний туризм. О том с какими трудностями сталкиваются эти пректы, узнавали корреспонденты "РГ".

А мы уйдем на север

В Омской области специалисты турагентств, столичные эксперты и представители регионального министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта отправились в Тарский район. Цель вояжа - изучить возможности этой северной территории на предмет привлечения туристов. По мнению специалистов, Тарский район Прииртышья для развития экстремального туризма не подходит.

- Отсутствие инфраструктуры не является основанием для массового экстремального отдыха, - считает директор омского специализированного туристического агентства Ирина Зинкевич. - Но экстрим предполагает преодоление бурных потоков, покорение горных вершин, глубоководный спуск или что-то в этом роде. В Таре ничего подобного нет.

Уникальность территории данного района в том, что это место масштабных раскопок. Испокон веков в здешних благодатных местах селились племена и народы, которые оставили немало любопытных свидетельств.

- В районе поймы Иртыша мы уже обнаружили около ста перспективных для раскопок мест, - сообщил "РГ" руководитель омской научной экспедиции Игорь Скандаков. - Каждый год приезжаем сюда и всякий раз находим новые раритеты.

Впрочем, то, что интересно археологам, вряд ли может стать основанием для нашествия туристов, говорят специалисты. И устремляют свой взор на старинный город Тару, основанный более четырехсот лет назад. Это южный форпост России, центр бурного развития купечества, крупная точка на карте Великого чайного пути. До революции на территории города располагалось более двадцати заводов - стекольных, кожевенных, свечных, молочных, канатных. Но после все они канули в Лету. Из шести храмов уцелел лишь один, старинные особняки нуждаются в восстановлении. Чтобы Тара стала брендом, нужна активная деловая энергия жителей и капитальные вложения.

- Сегодня в регионе действует целая система мер поддержки малого и среднего бизнеса, - поясняет председатель комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью Тарского района Татьяна Зинкевич. - В этом году усилия предпринимателей направлены в основном на сельскохозяйственные проекты, но в будущем мы постараемся заинтересовать их туристической деятельностью. В планах - наладить систему информации, активизировать выставочно-ярмарочную деятельность, заняться переподготовкой кадров.

Столичные специалисты полагают, что Тарским бизнесменам будет, где развернуться.

- В сфере массового отдыха в последние годы приобретают популярность такие виды туризма, как экологический и этнографический, - поясняет "РГ" вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью Игорь Минтусов. - Жители мегаполисов мечтают о комфортном отдыхе в деревне. Поваляться на сеновале, подоить корову, выпить из крынки парного молока, посидеть с удочкой в живописном месте у реки. Существенный плюс организации такого отдыха - он не требует от предпринимателей значительных финансовых вложений. Главное - желание.

По мнению экспертов, если на территории будущей туристической Мекки не найдется натуральных "алмазов", то при желании можно создать искусственные.

- Примером такого подхода служит Швеция, - говорит Игорь Минтусов. - Там бизнесмены одного из городков, которому кроме дивной природы и трескучих морозов гостям было нечего предложить, решили продавать... холод. И построили ледяную гостиницу. Строительство необычного отеля потребовало немалых вложений, зато теперь от постояльцев нет отбоя. Туристы всего мира выстаиваются в очередь, чтобы провести несколько дней в экзотических апартаментах.

 Турист в кольце

Регионы Восточной Сибири намерены создать туристический кластера, куда войдут республики Хакасия и Тыва, а также Красноярский край. Называться он будет, по замыслу устроителей, "Большое Саянское кольцо". По словам замминистра культуры и туризма Тывы Виктории Сарыглар, важно показать туроператорам и инвесторам все многообразие туристического потенциала территории трех регионов:

- Уникальность маршрута - в сочетании различных природных ландшафтов, экологически чистых зон, памятников археологии и самобытности кочевой жизни азиатских народов. Смена природно-климатических зон просто потрясающа - здесь и степи, и тайга, и пустыни, и горные массивы, и реки, соленые и пресные озера. Я уже не говорю о многообразии памятников историко-культурного наследия, среди которых менгиры, курганы, площадки древних астрономических наблюдений, руническая письменность, средневековые крепости, объекты культа.

"Все три территории должны идти под одним брендом, принимать совместное участие в российских и международных туристических выставках, проводить совместные обучающие семинары для туроператоров", - считают в министерстве туризма и молодежной политики Красноярского края. Этот регион, кстати, уже внес свою немалую лепту в развитие туризма в Саянах: здесь активно строится грандиозный туристический комплекс на территории природного парка Ергаки.

А как у соседей?

Новосибирская область

Сейчас в Новосибирской области создается долгосрочная целевая программа развития туризма на 2011-2016 годы. Ее основные направления - деловой, образовательный, лечебный и транзитный - связаны с традиционно высоким потенциалом региона именно в этих сферах. Кроме того, наличие Обского водохранилища, многочисленных озер и хвойных лесов позволяет развивать пляжный отдых, а также рыбалку и охоту. По данным ГИБДД, к Новосибирскому водохранилищу в выходные дни приезжает порядка 2 000 автомобилей из Алтайского края, Томска и Кузбасса. Специалисты разрабатывают схемы территорий муниципальных образований, пригодных с точки зрения экологии и безопасности для создания туристских объектов.

- Сейчас эта работа в нашем регионе завершается, - говорит Петр Нечаев, зампредседателя комитета внешнеэкономического сотрудничества и туризма администрации губернатора и правительства Новосибирской области.

Следующий этап - привлечение инвесторов и разработка проектов. Чтобы создаваемые объекты были рентабельными, необходимо не только построить круглогодично действующие современные базы отдыха, но и организовать максимально насыщенный отдых туристов с интересными программами на каждый день пребывания. На сегодняшний день сформировано порядка 60 проектов в таких зонах, как Обское водохранилище, Тогучинский район, Болотинский район, в котором предполагается построить базы в охотничьих угодьях, заправку для лодок и т.д.), Доволенский район (охота), озеро Чаны (рыбалка), Карачи, Колывань (традиционно проводятся старославянские праздники).

Комментарий

Ирина Раннинен, советник министра по делам моложежи, физической культуры и спорта Омской области:

- Тарская экспедиция - лишь часть региональной  программы устойчивого развития туризма в Омской области. В прошлом году наши специалисты и независимые эксперты посетили Большереченский и Муромцевский районы. Цель поездок - обсудить с местными властями и бизнесом проблемы, постараться их решить совместными усилиями, определить туристические бренды, на которые регион будет делать ставку. В их числе - "Таежные выходные", "Старина сибирская", "Тара на Великом чайном пути", "Тайна пяти озер". В рамках программы уже создан туристическсий сайт Омской области, мы стали участниками десятка региональных и всероссийских выставок и научно-практических конференций. С нового года приступаем к новому трехлетнему этапу проекта, в реализации которого будут участвовать не только омские, но и опытные российские маркетологи.

Экономика СФО