Появившаяся вчера во второй половине дня на информационных лентах новость об упразднении Росохранкультуры, единственной федеральной службы, в обязанности которой входят контроль и надзор за соблюдением законов по охране культурного наследия, вызвала ряд вопросов. Даже если речь всего лишь о том, чтобы передать функции Росохранкультуры в ведение Министерства культуры РФ.
Пресс-секретарь министерства культуры Наталья Уварова высказалась однозначно: "В министерстве культуры еще нет никаких официальных решений по этому поводу". Для руководителя Росохранкультуры Александра Владимировича Кибовского известие было тоже полной неожиданностью. От комментариев Кибовский отказался, заметив, что никакой информацией не располагает.
"Работаем в обычном штатном режиме. Дел много. Сегодня 18 августа экспертный совет рассмотрел концепцию воссоздания Ново-Иерусалимского монастыря. Подготовлен проект распоряжения правительства РФ об уточнении и дополнении состава памятников, входящих в состав ансамбля монастыря. Готовится аналогичное решение по уточнению состава памятников Соловецкого архипелага. Завершается согласование зон охраны объектов всемирного наследия ЮНЕСКО Троице-Сергиева лавра. Отслеживается градостроительная ситуация с ансамблем Казанского кремля. Осуществляется надзор за реставрацией надвратных икон на Спасской и Никольской башнях Кремля.
Ну, и как обычно, из судебных дел не вылезаем. Только что выиграли суд по сохранению границ территории и охранной зоны усадьбы "Архангельское". Выиграли суд по зонам охраны Иркутска..."
Но дело не только в том, что и квадрига Большого театра, и памятник "Рабочий и колхозница", не говоря уж об иконах Московского Кремля, требуют профессионального внимания. Дело еще и в том, что впервые за последние несколько лет Росохранкультура создала систему, которая позволяет наконец реально сохранять и защищать памятники культуры. Достаточно сказать, что за 2009 год разработаны и приняты 15 нормативных актов, которые позволяют работать закону об объектах культурного наследия.
26 июля правительством внесен в Думу новый проект закона о лицензировании реставрационной деятельности. Вместо административного управления должен был быть запущен механизм экономической саморегуляции.
20 октября Дума должна рассмотреть во втором чтении новый закон о памятниках культуры, в подготовке которого участвовала Росохранкультуры. Вместо прекраснодушного идеалистического документа, каким был закон в редакции 2002 года, есть шанс получить нормальный рабочий документ. Жесткий, конкретный, внятный, понятный.
Эта работа по выработке нормативной базы должна быть продолжена. Например, с 1 июля вступил в действие общий Таможенный кодекс России, Белоруссии, Казахстана. Но при этом в России действует старый, 1993 года, закон о ввозе и вывозе культурных ценностей, который новым реалиям не соответствует. И реформированием этого закона по идее тоже некому заниматься, кроме как Росохранкультуры.
Иначе говоря, как только была создана дееспособная система охраны памятников культуры, с нормально разработанной правовой базой, системной поддержкой региональных отделений, так тут же оказалось, что все это никому не нужно?
Когда верстался номер
Как сообщил ИТАР-ТАСС, вопрос о ликвидации Росохранкультуры в администрации президента РФ не рассматривался, и поэтому никакого решения на эту тему президентом не принято. Об этом сообщили в администрации президента РФ.