Первые кассеты с ядерным топливом доставлены в минувшую субботу в реакторное помещение АЭС "Бушер". С этого момента долгострой в Иране, растянувшийся на 36 лет, становится ядерным объектом и на него распространяются все полагающиеся в таком случае гарантии МАГАТЭ.
Широкое внимание, прикованное к этому символическому, в общем-то, моменту, вполне объяснимо. Несмотря на многократные заявления экспертов Международного агентства по атомной энергии, пояснения российских специалистов и заверения иранской стороны о том, что сооружение первой в Иране атомной электростанции ведется в строгом соответствии с существующими правилами, были и до сих пор раздаются голоса, осуждающие и сам проект, и факт сотрудничества Москвы и Тегерана в этой сфере.
В самом Иране завершение строительства и начало процедуры физического пуска первого и пока единственного энергоблока называют "символом решимости иранской нации в достижении своих целей", заявил на церемонии вице-президент страны, руководитель иранской Организации атомной энергии Али Акбар Салехи. Вместе с этим он выразил благодарность России и российскому народу за содействие, оказанное Ирану в сооружении атомной станции и овладении передовыми технологиями. "Несмотря на все давление, трудности и санкции, наложенные западными странами, пуск АЭС "Бушер" иллюстрирует продолжение мирной ядерной программы Ирана", - сказал Салехи.
Его российский визави - гендиректор "Росатома" Сергей Кириенко - в свою очередь дал понять, что энергетический пуск АЭС "Бушер" (то есть когда она станет выдавать первые киловатты в энергосистему Ирана) произойдет до конца 2010 года. Символическая процедура, состоявшаяся 21 августа, означает окончание периода строительства и основных пуско-наладочных испытаний. За этим - несколько последовательных этапов физического пуска, включая загрузку тепловыделяющих сборок (ТВС) непосредственно в реактор. А пока в присутствии инспекторов МАГАТЭ они перемещены из хранилища топлива (отдельно стоящее здание на площадке АЭС), где находились в опечатанном состоянии с начала 2008 года, в хранилище свежего топлива непосредственно в реакторном отделении. После специального контроля партию ТВС, необходимую для первой загрузки, поместят в специальный бассейн, а уже оттуда будут подавать в корпус реактора. И за всем этим будут неотступно наблюдать международные инспекторы.
Поэтому какие-либо несанкционированные манипуляции с ядерным топливом (оно доставлено, напомним, из России, а произведено Новосибирским заводом химконцентратов) на этом этапе абсолютно исключены. В ответ на сохраняющиеся подозрения российский МИД еще накануне событий 21 августа дал исчерпывающие разъяснения. "Проект АЭС "Бушер" является уникальным в плане обеспечения строгого соблюдения режима ядерного нераспространения, - говорится в комментарии департамента информации и печати. - В течение всего периода эксплуатации станции топливо для нее будет поставляться Россией на условиях его последующего возврата. При этом весь процесс эксплуатации станции, а также поставок и возврата топлива будет находиться под полным контролем МАГАТЭ".