23.08.2010 00:05
Культура

Дворец "Останкино" должен быть полностью отреставрирован к 150-летию со дня отмены в России крепостного права

В Москве появится еще один музей-заповедник
Текст:  Ольга Нестерова
Российская газета - Столичный выпуск: №187 (5266)
Читать на сайте RG.RU

Музей-усадьба "Останкино" в "ужасном состоянии" - недавно такой диагноз поставил столичный мэр Юрий Лужков. Хотя здесь уже не первый год ведутся реставрационные работы. Но как? По мере поступления денег, то есть ни шатко ни валко. Причем пока реставраторы занимались воссозданием декора залов, несущие конструкции разрушались.

"До сих пор выедался изюм из булки", - образно выразился директор музея, доктор исторических наук Геннадий Вдовин. А дворец в первую очередь нуждается в восстановлении крыши и фундамента. Пол проваливается, грибок поражает колонны...

Увидев это безобразие, Юрий Лужков распорядился в течение месяца провести все подготовительные работы, затем укрепить фундамент, построить фондохранилище, куда временно переместят экспонаты (а их свыше 20 тысяч), и электроподстанцию. И только потом браться за реставрацию залов. К сентябрю 2011 года дворец должен быть готов. Тем более что грядет дата - 150 лет со дня отмены в России крепостного права. По преданию, именно в ротонде Останкинского дворца Александр II подписал знаменитый судьбоносный указ. Мэр предложил отпраздновать юбилей именно в "Останкино", в отреставрированном дворце.

На входной табличке под сфинксами значится: "Дворец-театр построен в 1792-1798 годах крепостными графа Шереметева". В революцию Останкинская усадьба уцелела лишь благодаря тому, что графская семья добровольно передала ее (как и в Кусково) советской власти. Позднее здесь открыли "Музей творчества крепостных", поэтому сохранились и мебель, и редкие статуи и картины.

А главное - театр. Его не зря называют "жемчужиной"... Тут до сих пор звучат оперы композиторов XVIII века - Гайдна, Баха. Современные исполнители поражаются акустике зала. Это единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримерки - мужскую и женскую, часть механизмов машинного отделения. Остались машины дождя и грома. Если кинуть на них горох или фасоль - загремит на весь зал. Тут применялась сложнейшая инженерия: сцена убиралась, трансформируясь, например, в бальный зал. Огромная люстра, изготовленная из груши. Даже реквизит еще того времени. Например, на этой огромной колеснице выезжала знаменитая крепостная актриса Прасковья Жемчугова в опере "Взятие Измаила". Причем в колесницу запрягали восемь живых леопардов.

- Во всей Европе очень мало осталось подлинного XVIII века, - уверяет Геннадий Вдовин. - А у нас практически все подлинное: декор, убранство, резное золоченое дерево, инкрустированный паркет из 16 пород деревьев, почти 60 люстр... Есть даже скульптуры, которым по 2 тысячи лет, - голова Афродиты и козочка. Уникальность памятника и в том, что он деревянный. Просто сверху оштукатурен. Но в этом и проблема: в мире нет опыта реставрации деревянных памятников. Обычно делают как? Раскатают по бревнышку, а потом соберут. Или вообще заменят весь каркас на железобетонный. Но ведь это не только памятник истории и архитектуры, но и инженерии. Главная задача - все подлинное сберечь.

Но есть и другая - создать музей-заповедник, для чего объединить крепостной театр и дворцовый парк. При графе Николае Петровиче территория усадьбы была свыше 200 гектаров, осталось 9. Часть земель заняла ВДНХ, часть отошла под телецентр... Потерянного не вернуть. А вот уникальный пейзажный парк, названный именем Дзержинского, еще можно спасти. Для этого нужно убрать оттуда шашлычные и пивные точки. Проект планировки нового музея-заповедника уже готовится.

Музеи и памятники История Москва Столица