Вдоль трасс расставят светоотражательные столбы, а транспортные потоки будет разделять не сплошная линия разметки, а тросовые ограждения.
Правда, пока только в Орловской области. Именно там уже приступили к реализации программы под громким названием "Цель - Ноль". Эта программа была разработана проектом "Безопасные дороги" партии "Единая Россия". В ней собран опыт европейских стран по наведению порядка на проезжей части. В программе прописано множество различных мероприятий. Большинство из них требует внесения изменений в действующее законодательство. Но есть моменты, которые можно применять уже сейчас. "Цель - Ноль" одобрили более 60 регионов России. Под "Целью - Ноль" подразумевается желание снизить количество погибших на дорогах до нуля. Приступить к ее реализации и даже выделить на это дело немалые средства решилась пока только Орловская губерния.
Этот регион не отличается ни особенным богатством, ни высоким уровнем дорожной безопасности. По относительным показателям аварийности Орловская область занимает одно из последних мест в Центральном федеральном округе по итогам 2009 года. На 10 тысяч транспортных средств приходится почти 53 аварии, что на 48 процентов больше, чем в среднем по России. Количество пострадавших на 100 тысяч жителей составляет 198,4 человека, что на 37 процентов превышает общероссийский уровень.
В Орловской области по рекомендации программы решили создать интерактивную карту, на которую будут нанесены места концентрации ДТП. То есть где происходят аварии, с указанием их причин. Это поможет, с одной стороны, водителям - они будут знать, чего опасаться на данном участке дороги. С другой стороны - властям. Наглядный контроль за устранением аварийных мест.
Еще одна интересная и полезная вещь - это оснащение дорог по европейским стандартам. Наиболее опасные участки трасс планируется оборудовать столбами со светоотражающими элементами. Эти столбики в метр высотой устанавливаются на расстоянии 50-100 метров. В неосвещенных местах они станут настоящим спасением, особенно в пасмурную погоду, когда краев дороги не видно. Причина половины ДТП на загородных дорогах в ночное время - это съезд с трассы. Как показывает иностранный опыт, установка световозвращающих элементов позволяет сократить количество таких аварий на 30-50 процентов.
Причем в России уже есть пример установки такого рода заграждений: вдоль малого бетонного кольца в районе города Бронницы. К сожалению, во многих случаях светоотражающие барьеры отечественного производства - это совершенно обычные бетонные столбы, на которых наклеены светоотражающие элементы. Срок их службы - один сезон. "Безопасные дороги" предлагают применять голландскую технологию, где светоотражающие элементы замурованы в столбы еще на стадии производства. Их срок службы в разы больше. К тому же их приведение в боевую способность, то есть мойка после дождей или от пыли, не портит светоотражающих способностей. Да и в зимний период им не страшны наледь и заносы, чего не скажешь о наших отечественных аналогах.
Еще одно эффективное решение, предлагаемое программой, это физическое разделение встречных потоков. В скандинавских странах, в Великобритании и США активно используется тросовое барьерное заграждение. Выглядит оно так: там, где обычно нанесена сплошная линия разметки, установлены столбики, которые соединены между собой тросами. Автомобиль, налетевший на трос, сбивает некоторое количество стоек и мягко возвращается на свою полосу. Лобового столкновения удалось избежать.
Сами стойки легко меняются, даже вручную. Вообще эта технология довольно дешевая. В асфальте сверлятся дырки, а в них вкручиваются столбы. В Швеции это заграждение устанавливают километрами в день. При этом в отличии от обычных отбойников с мощными металлическими конструкциями для этого забора не требуется много места. Максимум, сколько съест такое заграждение у проезжей части, - это полметра. В Скандинавских странах таким образом разделяют даже очень узкие местные дороги.
Правда, наличие подобного ограждения заставит лишний раз задуматься и о создании пешеходных переходов.
Только за семь месяцев этого года в результате выезда на встречную полосу произошло более 7000 аварий с пострадавшими. Причем неважно, произошел ли выезд на встречную там, где это запрещено, или там, где обгон разрешен. В любом случае водитель, выехавший на встречную полосу, виноват в том, что не рассчитал дистанцию, не предусмотрел возможности вернуться на свою полосу.
В результате таких аварий за эти полгода погибло 2331 человек и ранено 12 870. Это, конечно, значительно меньше по сравнению с результатами за этот же период прошлого года, но все равно довольно значительная составляющая.
Сколько незаконных выездов на встречку можно было бы избежать, если бы на сплошной линии были установлены барьеры? Хочешь не хочешь, а выскочить на встречку не удастся. Правда, необходимо продумать для этого и предупреждающие элементы, которые сообщат водителю о том, что впереди будет барьер, не за 50 метров до него, а хотя бы за двести, чтобы была возможность издалека оценить свои возможности и заранее перестроиться, не создавая неожиданных препятствий встречному потоку.