Продовольственные сети постепенно приводят свою деятельность в соответствие с новым законом о торговле, но избегать нарушений им пока не удается.
Это основной итог предварительного мониторинга УФАС по исполнению Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Напомним, что основными целями разработчиков было ограничение произвола со стороны торговых сетей по отношению к производителям и стабилизация цен на прилавках. В срок до 1 августа ретейлерам предписывалось привести договоры с поставщиками в соответствие с нормами, которые запрещают взимать с производителей сверхвысокие бонусы.
- Первый этап мониторинга включал одну плановую и две внеплановые проверки, - рассказала госинспектор отдела рынков и естественных монополий Белгородского УФАС Елена Ходунова. - Мы изучили несколько десятков договоров о поставках продовольственных товаров на предмет обнаружения дискриминационных условий для производителей. Наиболее частое нарушение - включение в договоры пункта об отсрочке оплаты продукции вне зависимости от срока ее годности.
Другое серьезное нарушение связано с вознаграждениями, которые пытаются прописать себе торговые сети. Официально разрешенный "потолок" - десять процентов от стоимости товара. Но многие ретейлеры в договорах разбивают бонусы на несколько частей и используют витиеватые формулировки вроде "дополнительных вознаграждений" или "скидок от основного прайса". И здесь все зависит от контролирующего сеть госчиновника, задача которого - максимально внимательно вчитываться в текст каждого договора.
По словам Елены Ходуновой, в основном торговые сети подготовили в срок согласования новых договоров. При этом многие представители малого и среднего бизнеса не хотят реализовывать свой товар с помощью крупных ретейлеров. Так, по словам фермера Сергея Радченко, занимающегося выращиванием шампиньонов, он в свое время изучил договоры о поставке продукции в одну из сетей - и решил, что ему гораздо сподручнее работать с мелкими реализаторами.
Долю всех крупных сетей на рынке продовольственных товаров еще предстоит установить органам госстатистики. Впрочем, высокой концентрации монополистов здесь однозначно нет. Ввиду инвестиционной привлекательности Белгород в последние годы привлек внимание сетевиков из столицы и ряда регионов. Только за последние полгода в 400-тысячный областной центр пришли два новых игрока. При этом, по данным Белгородского УФАС, даже в условиях кризиса объемы продаж сетевиков оставались стабильными: потребители предпочли экономить на одежде и развлечениях, но не на продуктах. По данным Белгородстата, розничный оборот в сфере продовольствия в регионе вырос. Если в первом полугодии 2009-го он составлял 27,3 миллиарда рублей, то в такой же период 2010-го - 29,8.
Тем не менее кризис заставил сети скорректировать тактику. Курскому инвестору, задумывавшему грандиозное строительство второго торгового центра в Белгороде, пришлось умерить амбиции, вдвое сократить проектные площади и отказаться от дополнительных сервисов вроде крытого катка. Калининградский владелец двух других гипермаркетов столкнулся с волной судебных исков от поставщиков, которые потребовали его банкротства. Опустевшие полки двух магазинов привели к снижению количества покупателей, а вслед за ними из магазинов ушли и арендаторы, снимавшие дополнительные площади под мебельные салоны, аптечные пункты и книжные лавки.
Увеличение количества игроков приводит к обострению конкуренции. Но прогнозируемого рядом экспертов падения розничных цен в связи с вступлением в силу закона о торговле в регионе не зафиксировано. Нынешнее снижение стоимости молока и сельхозпродуктов специалисты связывают с сезонным фактором. А вот мука, напротив, продолжает дорожать с начала июля, когда стало ясно, что засуха скажется на урожае зерновых.
Елена Ходунова, государственный инспектор отдела рынков и естественных монополий УФАС по Белгородской области:
- На втором этапе проверки, сроки которого определит федеральная антимонопольная служба, нам, вероятно, придется прибегнуть к штрафным санкциям. К счастью, несоответствие договоров новому закону чаще всего связано не с попытками сетевиков его нарушить, а с недостаточной компетентностью их юристов.