26.08.2010 00:15
Культура

На Зальцбургском фестивале состоялась премьера оперного мифа "Орфей и Эвридика"

В Зальцбурге поставили оперу о мифологическом певце
Текст:  Ирина Муравьева (Зальцбург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №190 (5269)
Читать на сайте RG.RU

В программе Зальцбургского  фестиваля, обратившегося в год своего 90-летия  к трагической теме столкновения богов и людей, появился главный оперный миф - "Орфей и Эвридика". Это уже десятый "Орфей" Глюка, поставленный на фестивальной сцене. Премьеру  подготовили мэтры немецкой сцены режиссер Дитер Дорн и художник Юрген Розе. Музыкальное руководство взял на себя Риккардо Мути - "дорогой Риккардо", как его называют в Зальцбурге, готовящийся отметить  в следующем сезоне сороковую годовщину сотрудничества с фестивалем.

Очевидно, что не представить "Орфея"  в программе, обращенной к оперным мифологическим сюжетам, было бы нонсенсом: Орфей считается не только величайшим музыкантом в греческой мифологии, но и "отцом" европейской оперы. Именно Орфею и истории его любви к Эвридике была посвящена первая оперная партитура, написанная Якопо Пери около 1600 года. С тех пор орфичекая тема, хранящая в себе саму тайну искусства, не прекращает воплощаться в самых разных партитурах - от Монтеверди  до рок-композиторов.

Легендарной считается партитура Глюка, который не только создал музыкальный шедевр, наполнив музыку "Орфея" гипнотическими по красоте ариями и хорами, но и продвинул своим творением искусство оперной сцены вперед, приблизив героев мифа к обычным людям, в груди которых бьется сердце, горят желания, страдает душа.  Для этого, правда, Глюку пришлось перевернуть древнегреческий миф с ног на голову, приписав к "Орфею" счастливый финал.  В результате, меланхолическая история Орфея, спустившегося с дозволения околдованных его музыкой богов в подземный мир за умершей Эвридикой, но нарушившего запрет богов  -  не оглядываться в пути на свою прекрасную супругу   и в результате потерявшего ее навсегда, получила у Глюка радостную развязку, где амур вновь вернул Орфею его возлюбленную.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Рациональное основание такой трактовке мифа можно найти только, исходя из потребностей вкусов публики, которые во времена Глюка были как раз другие - менее субъективные и  ориентирующиеся в многозначных   смыслах античных мифов. Многих тогда раздражил этот благостный глюковский финал. Сегодня массовые вкусы однозначно ближе к мелодраме, но даже в этом случае постановщикам "Орфея" пришлось помудрить, чтобы откорректировать столь аномальное для мифа "счастье на блюдечке", которым Глюк увенчал своего "Орфея".

При этом, надо заметить, что для Дитера Дорна и Юргена Розе весь основной  текст партитуры - сам миф, оказался чем-то вроде простодушной сказки, которую они красочно  иллюстрировали и разбавили незатейливым сценическим движением. Театральные картинки, выполненные в манере "наива", сменялись в спектакле,  как слайды: вот Орфей и Эвридика на торжестве в окружении нарядных гостей (у Глюка - пастухов и пастушек), вот Эвридику хоронят, гости несут белые могильные камни и алые цветы, вот Орфей стенает на могиле, а из глубины сцены выезжает платформа с застывшими олимпийскими богами-старцами, посылающими к безутешному любовнику амура, вот Орфей спускается по лестнице в преисподнюю, где в блеклом терракотовом свете клубится месиво человечьих тел, а вот Элизиум, мир блаженных - прозрачный, светящийся, с гладкой поверхностью, по которой медленно движутся тени умерших.

Все эти статичные сцены сопровождаются такой же гладкой и ясной музыкой в исполнении Венских филармоников и Риккардо Мути. Маэстро без усилий выводит оркестр и певцов на первую линию спектакля - что логично для сюжета, героем которого является музыкант. Причем, от самой увертюры  до финала Мути удается удержать  какой-то нетипичный для него созерцательно-отрешенный тон. Учитывая же, что больше половины оперы - это арии-ламентации - печальные страдания Орфея, поддержанные торжественными хорами, настроение в зале реально достигает элизиумного. И вот в этот момент Дорн и хореограф Рамзес Сигл   начинают рушить благостность глюковской красоты.  Орфей в отточенном исполнении  меццо-сопрано Элизабет Кульман и Эвридика - выразительное сопрано Женя Кюхмайер, вступают в страстную разборку, напоминающую банальную семейную ссору. Эвридика требует внимания супруга, который связан запретом. Мифологический финал этой истории известен.  Глюк оставляет Эвридику жить: финальный балет у него - триумф подлинной любви.

Авторы же зальцбургского спектакля считают, что миф ничему не учит человечество. Люди всегда наступают на одни и те же грабли. Именно поэтому Орфей и Эвридика наблюдают в финале спектакля не "балет" гармоничной любви, а жуткие потасовки мужчин и женщин, которые так и не смогли за прошедшие тысячелетия найти общий язык. И это, к слову, тот уровень значений, на котором античный миф абсолютно понятен современному зрителю.

Музыка