25.08.2010 00:40
Экономика

Владимир Путин понаблюдал за бурыми медведями и нерестом рыб

Владимир Путин понаблюдал за бурыми медведями и нерестом рыб
Текст:  Олег Прасолов Пьер Сидибе
Российская газета - Столичный выпуск: №189 (5268)
Читать на сайте RG.RU

За полтора дня российский премьер смог побывать в трех городах. После того как Владимира Путина не принял Норильск из-за сложных погодных условий, он полетел в Тикси, а затем остановился в Хабаровске, поскольку Петропавловск-Камчатский тоже не хотел принимать премьера из-за погоды. Но все-таки столица Камчатки приняла премьера.

Знакомство с Камчаткой премьер решил начать с медведей. Вокруг Курильского озера, включенного вместе с камчатским заказником в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, разместилась крупнейшая в мире популяция бурых медведей. Всего на Камчатке обитают около 19 тысяч подобных медведей - это 15 процентов всех живущих в России медведей и 5 процентов их мировой популяции.

Прикоснуться к символу России Владимиру Путину не удалось - да это и опасно (и в этом смысле бурый медведь не поднялся в один ряд с уссурийской тигрицей, лосем и прочими), - и поэтому он наблюдал за ним с берега. А мишка не обращал внимания на московских гостей, степенно охотился, стоял в воде. Ныне время путины - и об этом должны были знать все присутствующие. Вдруг в воде что-то промелькнуло - несколько мощных движений охотника, - и мишка уже с удовольствием чавкает, поедая рыбу. Путин не стал делать замечание животному, памятуя о нейтральном опыте обучения хорошим манерам лосей. А вот на замечание одного из журналистов, не опасно ли так близко стоять от медведя, премьер поучительно заметил: "Это медведи должны людей бояться".

И правда, около 600 особей погибает каждый год от рук браконьеров. К примеру, рассказывал директор Южно-Камчатского заказника Тихон Шпиленок, в 2007 году в районе поселка Озерный был задержан контрабандный груз, содержавший 400 медвежьих лап, - то есть браконьеры убили порядка 100 медведей.

Однако рыбами интересуются не только лесные цари, но и кот Вован - питомец капитана морозильного траулера "Михаил Старицын", где также побывал премьер. Как рассказал Евгений Садовников, кота назвали в честь Владимира Путина, потому что он родился десять лет назад аккурат в день первой инаугурации второго президента.

- Вы на самолете летали, на лодках подводных плавали, а вытянуть трал пробовали? - спросил Садовников премьера.

- Как-нибудь попробую, - сказал Путин, одобрительно кивая, словно благодарил за хорошую идею.

Случится это или нет, покажет будущее, а пока капитан говорил главе правительства о проблемах отрасли. Главная из них состоит в том, что дешевле закупать иностранные рыболовецкие суда, чем отечественные, ведь первые только топлива поедают в два раза меньше - 9 тонн против 18 тонн в сутки. Да, признался Путин, подобные проблемы есть и в авиа- и автомобилестроении. "Надо понимать, что если мы будем закупать авиасуда за рубежом, то наш авиапром просто умрет. И в судостроении также. Если мы не будем наращивать собственные ресурсы, то мы утратим возможности для развития собственной промышленности и никогда уже ничего не создадим. Конкуренция на мировом рынке сумасшедшая", - подчеркнул глава правительства, добавив, что закупать можно будет "только те суда, которые в России не планируется создавать". И заметил, что иностранцев надо стимулировать строить судостроительные заводы на территории РФ.

Другой извечной проблемой рыбаков являются взаимоотношения с железнодорожниками. Речь, конечно, идет не о простых людях, а о начальствующих лицах, которые умудряются во время путины многократно взвинчивать тарифы на железнодорожные перевозки. Представитель ОАО "РЖД" пояснил, что когда идет большое поступление товаров, то, соответственно, повышаются и тарифы. Премьеру слова чиновника совсем не понравились: "Использование такого механизма, как повышение тарифов во время путины на перевозку рыбы по железным дорогам, является не чем иным, как стремлением не пустить рыбную продукцию на рынки нашей страны, в частности в ее европейскую часть". А отвечая на предложение субсидировать железным дорогам затраты, которые они не покрыли бы в случае отказа от повышения тарифов, Путин сказал: "Мы будем давать им большие средства, а они повысят тарифы в два раза... И получится, что рыба, по-прежнему, не будет поступать на наши прилавки. И станет еще дороже". Премьер предложил железным дорогам на следующий год продумать проблему закупки рефрижераторов, с тем, чтобы избежать повышения тарифов в путину, а антимонопольной службе поручил проследить за установлением тарифов на рыбную продукцию в этот период.

В целом же, как отмечалось на совещании в Петропавловске-Камчатском, дела в отрасли обстоят неплохо. Увеличение добычи водных биоресурсов наблюдается последние три года, в прошлом году выловлено 3,7 миллиона тонн рыбы. Зарплата рыбаков составляет сейчас почти 30 тысяч рублей. Правда, чтобы зацепиться за такое выгодное дело, как лов рыбы, многие находят самые хитроумные способы. В частности, внезапно становятся коряками.

- Например, на Камчатке человек с южных рубежей говорит, что ощущает себя коряком, а раз коряк - имеет право беспрепятственно ловить рыбу, - говорил глава Росрыболовства Андрей Крайний.

При этом чиновник отметил, что коряком может ощутить себя любой человек - и он сам, и первый вице-премьер Виктор Зубков, и председатель правительства.

- Меня, пожалуйста, не записывайте в коряки, я русский. Мои предки с XVIII века в Тверской губернии жили и все эти века ходили в одну церковь. Этому имеется документальное подтверждение, - поделился Путин своими данными.

Крайнего поддержал замглавы минэкономразвития Олег Савельев, но не в том, что премьер на поверку может оказаться коряком, а в том, что необходимо четко прописать в законодательстве правила, которые не позволили бы приписывать себя к малочисленным народам людям, не имеющим к ним отношения. Путин посчитал мнения обоих чиновников справедливыми и попросил их придумать цивилизованные правила для отрасли.

Ресурсы Петропавловск-Камчатский Дальний Восток Председатель Правительства