Угроза войны с фашистской Германией потребовала принятия срочных мер по оснащению армии новой боевой техникой, в том числе новыми танками.
С первых дней войны остро встал вопрос о создании мощной базы танкостроения в Поволжье и на Урале. Руководство производством танков во время войны осуществлял Наркомат танковой промышленности во главе с заместителем Председателя СНК СССР В.А.Малышевым. В него вошли ЛКЗ, ХПЗ, заводы №174, 75, 37, Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Уралвагонзавод, "Красное Сормово", Уралмаш, Ижорский, Уральский турбинный завод, Омский завод и др. Серийное производство танков Т-34 началось в 1940 г. на ХПЗ. В 1941 г. к изготовлению танков был привлечён Сталинградский тракторный завод, а с июня 1941 г. - Горьковский завод "Красное Сормово".
В октябре 1941 г. танковое производство ХПЗ эвакуировано в Нижний Тагил, где на базе вагоностроительного завода был создан Уральский танковый завод - головной завод по производству танков Т-34. Изготовление танков Т-34 во время войны также велось на заводе Уралмаш в Свердловске, на Челябинском Кировском заводе и на заводе в г. Омске, куда был эвакуирован Ленинградский машиностроительный завод №174. Созданное на Уральском танковом заводе конструкторское бюро в годы Великой Отечественной войны проводило работы по совершенствованию танка Т-34 в направлении повышения уровня защиты корпуса и башни, огневой мощи, надёжности узлов и систем танка, а также по снижению трудоёмкости изготовления.
В связи с появлением на поле боя новых германских танков T-V "Пантера", T-VI "Тигр" в процессе модернизации танка Т-34 был создан и поставлен на производство в 1944 г. танк Т-34-85. В послевоенные годы КБ УВЗ создало целый ряд отечественных танков Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, Т-90. В настоящее время КБ является самостоятельным предприятием - "Уральским КБ транспортного машиностроения" (УКБТМ), входящим в состав научно-производственной корпорации "Уралвагонзавод", и занимается совершенствованием танков типа Т-72 и Т-90, машин на их базе и перспективными разработками.
Танк Т-34-85
Масса 32 т, экипаж 5 чел., 85-мм пушка, два 7,62-мм пулемёта, броня 90 мм, дизельный двигатель 365 кВт (500 л.с.), скорость 55 км/ч.
На базе танка Т-34 выпускались самоходные артиллерийские установки СУ-85, СУ-122, СУ-100, а также огнемётный танк ОТ-34.
Серийное производство танков КВ-1 на ЛКЗ началось в 1940 г. и осуществлялось до сентября 1941 г. В ноябре 1941 г. началось производство этих танков на Челябинском Кировском заводе. В 1942 г. танк был модернизирован для увеличения подвижности и надёжности за счёт уменьшения его массы. Новая модификация танка получила индекс КВ-1С. С 1943 г. началось производство танка КВ-85 с 85-мм пушкой. На базе танков КВ выпускались 152-мм самоходные артиллерийские установки СУ-152 и огнемётные танки КВ-8.
Дальнейшая модернизация танков КВ привела к созданию танка ИС-1 с 85-мм пушкой. Танки ИС-1 выпускались с сентября 1943 г. по январь 1944 г. параллельно с танками КВ-85. В ноябре 1943 г. принят на вооружение танк ИС-2, который состоял на производстве с января 1944 г. до конца войны.
Танк ИС-2
Масса 46 т, экипаж 4 чел., 122-мм пушка, три 7,62-мм пулемёта, 12,7-мм пулемёт, броня 120 мм, дизельный двигатель 382 кВт (520 л.с.), скорость 40 км/ч.
При модификации танка ИС-3 применены корпус и башня оригинальной конструкции, обеспечивающие более высокий уровень защиты по сравнению с танками ИС-1 и ИС-2. Танки ИС-3 поступили в войска в начале 1945 г. На базе танков ИС выпускались самоходные артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122.
Ещё в ходе войны острая необходимость совершенствования образцов боевой техники привела руководство Наркомата танковой промышленности к решению о проведении исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию перспективных образцов боевых машин. Для его реализации в 1943 г. на базе Опытного производства КБ Челябинского Кировского завода был образован Опытный завод №100. После войны перед отечественной промышленностью встала задача удержать достигнутое превосходство в техническом уровне бронетанковой техники над зарубежными аналогами. Определились основные КБ и заводы по выпуску танков. Сформировались крупные КБ на УВЗ, ЛКЗ, ХПЗ и Омском заводе "Октябрьская революция".
Определилась специализация по выпуску других видов бронетанковой техники:
Волгоградский тракторный завод - по лёгкому танку и машинам для воздушно-десантных войск;
Челябинский тракторный завод и Курганский машиностроительный завод - по боевым машинам пехоты;
Горьковский автозавод и завод в г. Арзамасе - по колёсным бронетранспортёрам.
Необходимо было изучить и обобщить накопленный в ходе войны опыт создания бронетанковой техники у нас и за рубежом. Стало очевидно, что для дальнейшего повышения основных свойств этих машин нужны глубокие научные исследования, направленные на поиск новых технических решений по их узлам и системам.
По инициативе заместителя председателя Совета Министров СССР В.А.Малышева в июне 1948 г. было принято Постановление Совета министров о создании в Ленинграде научно-исследовательского танкового и дизельного института (ВНИИ-100, с 1966 г. - ВНИИтрансмаш). Институт создан на базе филиала завода №100 и вступил в строй действующих предприятий отрасли в июне 1949 г.
Совместно с предприятиями отрасли в институте отрабатывались технические решения по узлам и системам шасси, комплексам вооружения и защиты, проводились поисковые работы, направленные на создание перспективных образцов, принципиально новых систем и узлов для них. За более чем 60-летний период институт принимал участие в создании и модернизации более 150 боевых бронированных машин, их модификаций и машин на их базе, из которых более 100 образцов приняты на вооружение.
Заслуги танковых войск во второй мировой войне были настолько велики и очевидны, что развитие танкостроения после войны у нас и за рубежом пошло ускоренными темпами. В ознаменование заслуг танкистов и танкостроителей в 1946 г. был учреждён праздник "День танкиста", который празднуется во второе воскресенье сентября.