25.08.2010 00:20
Общество

Обводнение торфяников в Подмосковье пугает дачников

Текст:  Ирина Пуля
Российская газета - Столичный выпуск: №189 (5268)
Читать на сайте RG.RU

Как только стало известно, что из-за пожаров подмосковные торфяники начали обводнять, садоводы принялись бить тревогу.

Суть обращений сводилась к одному: "Не получится ли так, что после этого от моего участка останется мокрое место? " За ответом на эти вопросы корреспонденты "РГ" выехали в Шатурский район.

Только в этом районе, где из 280 тысяч гектаров 80 процентов - торфяники, есть готовый проект обводнения, значит, здесь, по идее, работы ведутся более быстрыми темпами. "С пыльной полки достали проект еще осенью прошлого года, - рассказывает Андрей Келлер, глава района. - Система мелиоративных каналов, которая работала на осушение, за 17 лет после того, как с разработок ушли предприятия, практически вся вышла из эксплуатации. Но не из строя. "Крестьянским" способом, вручную пересыпав оставшиеся каналы в нижних точках, смогли оставить в них воду, и она стала напитывать почву. Поэтому в это экстремально засушливое лето торфяные пожары были у нас на площади 400 гектаров (из 53 тысяч, находящихся под особым контролем) - это чуть больше, чем в 2009 году. Лес полыхал на площади 3600 гектаров. К тому же даже несмотря на отсутствие дождей, мы не испытывали нехватку воды для борьбы с огнем - очищенные каналы полноводны, как реки. В нашем районе не пострадал ни один человек, не сгорел ни один дом".

Повторим, избежать катастрофических последствий удалось только благодаря тому, что обводнение здесь начали еще в прошлом году и продолжили в этом. На противопожарные меры затрачивается до 300 тысяч рублей в сутки.

Андрей Келлер раскладывает карту района. На ней разной площади участки, разделенные на ровные прямоугольники. Это территории бывших торфяных болот, с указанием давно заброшенной дренажной системы. Когда-то в каналах протяженностью от 3 до 5 километров, которые располагались на расстоянии от 500 до 1000 метров, стояла вода. Сейчас многие из них заросли деревьями. "Примерно на 35 тысячах гектарах воду удалось задержать прошлой осенью и этой весной. Остается обводнить около 18 тысяч гектаров, - рассказывает Келлер. - Сейчас стоит задача восстановить к ноябрю всю мелиоративную систему: прочистить каналы, поставить гидротехнические сооружения, чтобы весной задержать паводковую воду. Надо будет - она покроет торфополе пленочкой в 3-5 сантиметров, и тогда огня не придется бояться. Не надо - стоит только поднять задвижку, вода из канала уйдет".

Сейчас в Шатурском районе за сутки удается обводнить 15 гектаров (из рек и озер по трубопроводам пускают воду в спешно расчищаемые каналы).

"Кто-нибудь из ваших 60 тысяч садоводов уже готовится к переезду?" - спрашиваю у Келлера. "Сейчас работаем в двух местах. На Сокольей Гриве нет ни одной дачи и домов постоянных жителей, всех переселили еще в 2005 году. Другое место - поселок Радовицкий. Там обводнение идет в километрах 5-6 от дач. То есть садоводам переселение не грозит, - чеканит Келлер. - А вот в поселках 12, 15, 19 и 21-м, а также рядом с населенными пунктами Воймежный и Черусти располагается несколько десятков тысяч дач. Сюда мы пока не зашли. Еще неизвестно, какие работы здесь необходимо проводить, окончательное решение будет принято через три-четыре месяца. Специалисты, ученые разработают проекты обводнения на этих участках, просчитают, где это может угрожать домам подтоплением. Если такая вероятность возникнет, расскажем об этом дачникам и жителям на публичных слушаниях. И только тогда на государственном уровне будет принято решение о видах и размерах компенсации за отселенные дачи".

А как в других районах? Предполагается, что в этом году в Подмосковье из общего количества торфяников, которые спланированы к обводнению (это 72 участка на 63 тысячах гектаров) планируется затопить 22 наиболее опасных участках на 6,7 тысячи гектаров. По словам читательницы из Павлово-Посадского района, она уже думает, не продавать ли дачу. "Не стоит спешить, - заверили корреспондента "РГ" в местной администрации. - Проектная документация по обводнению района только готовится. О результатах жителям объявим. Возможно, кому-то и придется сняться с обжитого места. Но администрация примет все меры, чтобы не ущемить интересы жителей. В каждом районе вводится должность главы администрации по обводнению. Его аппарат и станет решать все вопросы". Практически то же самое сообщили и в других районных администрациях: пока речь идет об обводнении только тех участков, где сохраняются открытые участки торфа и он воспламеняется от жары. Те же места, где стоят дома, в спешном порядке трогать не собираются. Вердикт по ним должны выносить ученые.

"Есть ли альтернатива обводнению?" - не унимаются дачники. Оказывается, есть, но только в тех местах, где есть возможность возобновить добычу торфа. Специалисты поясняют: она ведется гидроспособом, то есть торф режут водой. И за каждым сантиметром ведется строгий пригляд. Такой торфяник не представляет опасность. "Шатурская ГРЭС в хорошие годы сжигала 3 миллиона тонн торфа, а в 2009-м - всего 36 тысяч. Нет спроса, - рассказывает Келлер. - Но это пока. Через несколько лет тарифы на газ могут вырасти, и вот тогда вспомнят про торф. В других странах его используют в качестве дешевого топлива, для производства удобрений, медикаментов... Если бы и у нас началась такая работа, во многих местах можно было бы отказаться от обводнения и не думать о выкупе домов, которым может грозить подтопление".

Природа Экология Московская область Столица