Заканчивается летняя передышка, мир готовится вступить в новый политический сезон. Для России проходящее лето оказалось непростым в социальном и политическом смыслах. Теперь нельзя обойтись без "разбора летних полетов", без корректировок экономических планов с тем, чтобы быстро ликвидировать ущерб, понесенный экономикой и гражданами России, оставшимися без крова и нормальных условий для жизни. Начало политического сезона обещает быть богатым на события. К этому можно добавить целый ряд важнейших законов, которые предстоит принять в ближайшие месяцы, в том числе закон о полиции, обсуждаемый сейчас общественностью. Предстоящий политический сезон является последним перед началом очередного избирательного цикла, поэтому важно провести его продуктивно, без излишней политизации и идеологических манипуляций, которыми наверняка будет полон следующий сезон.
Как свидетельствует мировой опыт, предвыборная борьба не способствует проведению реформ и важных законопроектов, ибо основные политические силы концентрируются на выборах и боятся делать рискованные политические телодвижения. Но без выборов еще хуже, именно они приводят к обновлению и дают стимул новому политическому рывку, что, в свою очередь, требует перестройки политических сил. На такую перестройку тоже нужно определенное время. Поэтому наступающий политический сезон - это последняя в России в ближайшие несколько лет возможность эффективной работы без необходимости делать скидку на ее пропагандистский эффект. Он является временем, когда различным политическим силам в стране можно заложить основу для входа в новый избирательный цикл, создать наилучшие стартовые возможности накануне выборов.
В отличие от России для США предстоящий политический сезон начинается с завершающего этапа предвыборной борьбы. Как известно, промежуточные выборы здесь состоятся в начале ноября. Все внимание политической элиты страны обращено на это событие. Республиканцы вовсю пытаются преодолеть последствия политического поражения, которое они потерпели в 2008 году. Их задача - максимально сократить отставание от демократов в представительных органах, а если получится, то попытаться стать большинством в некоторых из них. Демократы делают все возможное для того, чтобы этого не допустить, сохранить свое политическое преимущество, не дать своим конкурентам приблизиться к ним слишком сильно. Для США эти выборы важны, так как роль представительных органов власти здесь велика и любой хозяин Белого дома вынужден практически по любому серьезному поводу находить компромисс с законодателями, распоряжающимися национальным бюджетом.
Если большинство законодателей представляет противоположную партию, то президенту крайне трудно, а то и невозможно проводить самостоятельную политическую линию. Именно поэтому для республиканцев основная борьба с администрацией Обамы заключается в попытке изменить через выборы расклад политических сил в конгрессе, попытаться изменить политику президента и создать себе хорошие условия для борьбы за Белый дом в 2012 году. Традиционно партия действующего президента проигрывает промежуточные выборы. К этому моменту его рейтинги неизбежно опускаются, ибо у избирателей наступает разочарование действиями исполнительной власти. Однако насколько велик будет этот проигрыш и удастся ли республиканцам добиться серьезных изменений политики - вопросы, на которые пока нет ответа.
Конечно, основной удар критики наносят по внутренней политике президента. Но и его внешняя политика является одной из целей. Нельзя забывать, что Барак Обама в свое время победил на выборах под лозунгом радикального поворота в американской внешней политике, изменения роли и места США на мировой арене, фундаментальной коррекции внешнего имиджа страны и улучшения ее отношений с другими странами. Однако результаты его внешнеполитической революции не столь впечатляющи, как могли бы быть, хотя Обаме удалось достигнуть многого за свои первые два года. С переменным успехом продолжается военная операция в Афганистане, но число жертв среди гражданского населения увеличивается год от года. Произошел вывод основного воинского контингента из Ирака, однако перспективы устойчивого внутреннего мира в этой стране остаются очень неопределенными. Обаме не удалось в полной мере улучшить отношения с арабским миром, странами Латинской Америки. Даже в Европе не произошло заметного перелома в общественном мнении в отношении Америки.
На этом фоне чуть ли не единственным успешным направлением внешней политики Обамы предстает политика перезагрузки отношений с Россией. Действительно между президентами двух стран сложились хорошие, доверительные отношения. Им удалось подготовить и подписать важный договор по ограничению стратегических наступательных вооружений, сблизить позиции своих стран по таким "горячим точкам", как Иран, Северная Корея, Ближний Восток, активно сотрудничать в рамках "большой восьмерки" и "большой двадцатки" по преодолению последствий глобального экономического кризиса. Им удалось согласовать некоторые аспекты их отношений по такому острому вопросу, как ситуация на постсоветском пространстве, в том числе на Украине, в Центральной Азии, и т.д.
Однако именно поэтому, как ни парадоксально, российская политика Обамы стала в последние месяцы одной из основных целей критики его политическими противниками в США. Их основной аргумент в том, что Россия, мол, не является надежным партнером, проводит откровенно антиамериканскую политику, является страной, противостоящей интересам Америки во всем мире. России, говорят они, нельзя доверять, а президент Обама делает стратегическую ошибку, рассчитывая на честное сотрудничество с Москвой. Таким образом, президент, по их мнению, подвергает опасности национальную безопасность США. Противники Обамы говорят о том, что новый договор с Россией ратифицировать не следует, пытаются доказать, что Москва нарушала предыдущий договор и т.д. Ими используются любые поводы - от недавней шпионской истории до внутренних российских политических проблем - для дискредитации России в глазах американских избирателей.
Однако здесь не стоит обманываться: отнюдь не Россия цель их критики. Она мало интересует противников нынешнего президента США. Главной их целью являются сам Барак Обама и его политика. К России это не имеет никакого отношения, напротив, данная ситуация служит подтверждением того, что российско-американские отношения являются крайне важными для нынешней администрации, чьи достижения во внешней политике весьма скромны. Это означает, что хорошие отношения с Россией, с президентом Медведевым для демократов в целом и для Обамы лично являются принципиальными, важными и, более того, крайне нужными, так как являются явным, хотя и редким внешнеполитическим успехом для его администрации, что особенно ценно накануне выборов. России в данной ситуации совершенно не стоит обращать внимание на многое из того, что говорится в ее адрес сегодня в США, но, напротив, надо занимать спокойную и выдержанную позицию. Похоже, что политика Барака Обамы объективно устраивает Москву, ее существенное изменение вряд ли для нее желательно. Поэтому не стоит лить воду на мельницу его политических противников, придерживаться своих национальных интересов и не дать втянуть себя во внутриполитические разборки в США.
По крайней мере, так это видится мне из Вашингтона.
НИКОЛАЙ ЗЛОБИН
ДИРЕКТОР РОССИЙСКИХ
И АЗИАТСКИХ ПРОГРАММ
ИНСТИТУТА МИРОВОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ,
ВАШИНГТОН, США