C 4 по 9 сентября на Красной площади уже в третий раз пройдет Международный военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня".
Комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Хлебников в интервью обозревателю "РГ" раскрыл подробности предстоящего действа, и не только.
На сцене и за кулисами
Российская газета: Я знаю, что служба коменданта Московского Кремля и вы лично имеете самое прямое отношение к идее создания фестиваля.
Сергей Хлебников: Авторов у этой идеи много. Предыстория такова. Есть федеральная программа популяризации государственных и военных символов и ритуалов. Есть наши собственные наработки по возрождению и приумножению военных ритуалов и церемоний, сделанные, как говорится, не по приказу, а по велению души. Воины спецподразделений Президентского полка носят церемониальную форму, сшитую по образцу 1812 года. Разработаны наши российские ритуалы для торжественных встреч глав государств, церемоний вступления в должность президента, вручения послами верительных грамот и других подобных случаев.
Пять лет назад родилась традиция субботних разводов пеших и конных караулов в Кремле - красочное зрелище, которое каждый раз проходит при большом стечении зрителей. Все это имеет огромное воспитательное значение, работает на авторитет государства.
Я много общался с нашими музыкантами, дирижерами, и все они сетовали: отчего наша страна, богатая и ратными, и культурными традициями, не имеет достойного этим традициям военно-музыкального фестиваля? Такого, где наряду с выступлениями других коллективов из разных стран демонстрировалась бы и наша военная культура, наши умения и навыки.
Военно-музыкальных праздников по всему миру проводится очень много. Некоторые из них имеют богатую историю, в частности, Эдинбургскому фестивалю в этом году будет 60 лет. В августе 2006 года мне была предоставлена возможность посетить Эдинбург. Вернувшись, я доложил свои впечатления и выводы непосредственному руководству, рассказал о результатах командировки в администрации президента и вышел с предложением дать нам возможность реализовать идею проведения подобного фестиваля на Красной площади.
Разрешение получили довольно быстро. Тут надо подчеркнуть, что все мероприятия на главной площади страны проводятся только с санкции президента РФ. Мы начали работу в декабре 2006 года, а уже в сентябре 2007-го провели первый фестиваль в Москве.
РГ: Я наблюдал за выступлениями военных оркестров на Красной площади и в 2007-м, и в 2009 годах. Действительно, зрелище было и красочное, и эмоциональное. А что происходило за кулисами?
Хлебников: Нам пришлось решать некоторые неожиданные проблемы, связанные с национальными особенностями гостей. Скажем, выяснилось, что израильтяне предъявляют особые требования к пище - все продукты должны быть только кошерными. Составлять меню для них пришлось совершенно особым образом, но комбинат питания гостиницы "Салют" с этой задачей справился. К слову, с израильтянами связана и другая сложность: в субботу они не могут выйти из гостиницы раньше восьми вечера. Шабад. А программа начинается именно в восемь. Приходится ставить их выступление во вторую часть, чтобы они успели сесть в автобусы и добраться до места. Они очень строго ко всему этому подходили.
Музыканты из Индии все как один оказались вегетарианцами. То есть и для них пришлось составлять особое меню. С монахами из Шаолиня проблем было поменьше, они своего рода спартанцы - могут спать где угодно, а могут и не спать сколько угодно, способны тренироваться по 24 часа в сутки. Очень исполнительные, волевые.
То ли еще будет
РГ: В этом году Кремль неожиданно стал объектом интереса со стороны многих СМИ в связи с обнаружением надвратных икон на Спасской и Никольской башнях. Когда мы сможем увидеть эти иконы?
Хлебников: Снятие лесов на Спасской башне и открытие иконы предполагается 28 августа, над этим трудятся специалисты реставрационных мастерских. Они, кстати, мне говорили, что работы по закрытию икон были проведены предположительно в 1934-35 гг. при участии Грабаря (реставрационный центр имени которого недавно горел). Эта история обрастает любопытными подробностями, в т.ч. смешными, похожими на ту историю, когда Ленин на субботнике бревно носил, а потом обнаружилось несметное количество его помощников.
На Никольской башне работы планируется завершить к декабрю. Там икона пострадала больше.
РГ: А какие еще открытия можно ожидать на территории Кремля?
Хлебников: Здесь я солидарен с мнением директора музеев Московского Кремля Елены Юрьевны Гагариной, которая недавно заметила: парадоксально, но Кремль у нас - самый малоизученный объект. Подтверждение тому - раскопки 2007 года, когда были обнаружены тысячи предметов, которые находились в различных культурных слоях.
Будут продолжены раскопки в Тайнинском саду, где предполагается построить блок инженерных сооружений. Но прежде чем начнется стройка, поработают археологи, и, думаю, нас ждет еще много открытий.
РГ: Чудом уцелевшие иконы наводят на мысль о том, насколько хрупка наша жизнь и особенно ее исторические ценности. Замечательно, что всех входящих в Кремль теперь будут встречать лики святых. Но вот что волнует: насколько эти иконы, эти древние башни сочетаются с теми порой очень спорными мероприятиями, которые все чаще проходят вблизи Кремля? Почему мотогонки или рок-концерты надо устраивать именно здесь?
Хлебников: Давайте для начала кое-что уточним. В Правилах посещения Московского Кремля, к сожалению, многие вопросы прописаны неоднозначно, несовременно, они требуют серьезных корректив. Все должно быть регламентировано более четко. Совместно с администрацией президента мы сейчас работаем над новой редакцией этих правил с тем, чтобы было однозначное понимание тех или иных вопросов.
С 1 марта 2010 года решением территориального управления Росимущества Васильевский спуск и Александровский сад переданы в оперативное ведение Управления делами президента. На наш взгляд, Управление делами президента должно согласовывать решения, связанные с ремонтом, строительством, уборкой, нагрузками на эти объекты. Федеральная служба охраны должна отвечать за вопросы безопасности. Но принимать окончательные решения по проведению здесь каких-то масштабных мероприятий должна все-таки администрация президента с учетом мнений Патриархии и министерства культуры. Такие предложения в адрес президента руководством нашей службы направлены. Каждое из перечисленных ведомств должно нести свою долю ответственности, и рамки такой ответственности должны быть строго определены.
Что касается мероприятий непосредственно на Красной площади, то тут все четко: решение принимает только президент. Надо понимать, что вопрос о проведении каких-то массовых акций на Красной площади многогранный. Запретить здесь вообще всякие праздники невозможно. Издавна Красная площадь была местом народных гуляний, военных парадов и торжественных церемоний. Это должно остаться. А рок-концерты и мотогонки разумнее проводить в других местах.
РГ: Говорят, вы собираетесь перенести старые пушки, захваченные у французов в 1812 году, от Арсенала куда-то в другое место. Куда? И чем это вызвано?
Хлебников: Через два года мы будем отмечать 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Насколько я знаю, во властных структурах думают над тем, как достойно эту дату отметить. Возможно, и фестиваль "Спасская башня" в 2012 году будет посвящен этому.
Пушки же, о которых вы спрашиваете, по большей части располагаются в нетуристической зоне. А ведь это трофеи, говорящие о доблести Российской армии. Мы хотим их разместить вокруг Соборной площади, чтобы дотронуться до реликвий мог любой желающий.
РГ: И еще говорят, что скоро привычные куранты на Спасской башне будут играть новую мелодию.
Хлебников: Мелодия останется прежней - Государственный гимн России. Но вот исполнение станет более выразительным и узнаваемым. Ее станут отбивать и те колокола, которые прежде не звучали, но расположены в звоннице Спасской башни. В частности, колокол, отлитый еще при Петре I в Голландии. Отлиты и новые колокола взамен тех, которые "потеряли форму", занимаются этим подвижники из города Тутаева Ярославской области. Гимн будет звучать 1 минуту и 42 секунды.
Из досье "РГ"
Хлебников Сергей Дмитриевич.
Генерал-лейтенант. 54 года.
Служил в погранвойсках на границе с Китаем, Кремлевском полку, структурах 9-го управления КГБ СССР, в ФСО.
Комендантом Кремля назначен в 2004 г.
Женат, двое детей.