Что изменится, когда заработает закон об автономных бюджетных учреждениях и школы, детские сады и клубы будут более свободно распоряжаться казенными деньгами?
Об этом в интервью "Российской газете" рассказывает министр образования Пермского края Николай Карпушин.
Надежда на студентов
Российская газета: Николай Яковлевич, в нынешнем году впервые 608 студентов-первокурсников, успешно сдавших ЕГЭ и поступивших в вузы Пермского края, будут получать губернаторскую стипендию - пять тысяч рублей. Удалось ли повысить уровень набираемых вузами студентов благодаря этому нововведению?
Карпушин: На бюджетные места очной формы обучения в пермские вузы зачислены 4394 абитуриента. Из них 608 поступающих набрали по 225 баллов и выше. Получается, что 14 процентов абитуриентов - это одаренные люди. Такой процент необходим нам для успешной работы национальных университетов. Кроме того, в нынешнем году вдвое увеличилось число зачисленных с высоким баллом абитуриентов, поступавших из удаленных районов края.
Результаты ЕГЭ по Пермскому краю сопоставимы с прошлогодними, есть даже проблемы с некоторыми предметами. При этом число зачисленных абитуриентов, набравших при поступлении 225 баллов, стало немного больше. Это говорит не о том, что школьники стали лучше сдавать ЕГЭ, а о том, что одаренные абитуриенты стали оставаться в крае, предпочитая учиться в Перми, а не уезжать в другие города.
Автономное плавание
РГ: Сейчас руководители школ, детсадов, клубов с тревогой говорят о переходе образовательных учреждений в статус автономных по федеральному закону "Об автономных учреждениях". Они беспокоятся, так как не понимают до конца, как это будет происходить. Проясните, пожалуйста, в чем резонность такой политики?
Карпушин: Сегодня доход образовательных учреждений формируется исходя из принципа подушевого финансирования. Деньги идут в конкретную школу вслед за учеником, поэтому от количества детей зависит, каков доход той или иной школы, лицея или гимназии. Однако установленный норматив финансируется из двух источников: часть - из регионального бюджета, а часть - из муниципального. Проблема в том, что внутри учреждения смешивать эти финансовые потоки сегодня нельзя. У школ нет единого денежного мешка, из которого директор по своему усмотрению может тратить бюджетные деньги в зависимости от оперативных нужд. Например, сегодня федеральный закон № 261 требует проводить энергосберегающие мероприятия, но если в какой то школе уже установлены приборы учета тепла и воды, директор не имеет права потратить сэкономленные средства на другие цели. По моим подсчетам, школа может сэкономить до 40 процентов средств, в основном на теплоснабжении.
Если мы создаем автономное учреждение, мы эту границу между двумя источниками финансирования стираем. Мы получаем единый финансовый пул. В школу приходит грамотный менеджер, который получает возможность грамотно тратить бюджетные средства. Получив заказ от муниципалитета на оказание образовательных услуг, школа приобретает возможность более качественно этот заказ исполнить.
РГ: Но у многих родителей сегодня есть опасения, что образовательные услуги в результате станут платными?
Карпушин: Это совсем не так. Наоборот, родители при помощи Советов школ смогут проконтролировать, сколько средств поступило из бюджета, насколько эффективно они израсходованы, есть ли экономия и на какие цели можно потратить сэкономленные деньги.
Поэтому мы в Пермском крае сегодня стремимся к тому, чтобы максимальное количество образовательных учреждений получили статус автономных. В Перми сейчас порядка двух десятков автономных лицеев, гимназий и школ, в целом в регионе - 120. В нынешнем году хотим выйти на уровень одной тысячи. Конечно, у некоторых директоров до сих пор есть страхи - они думают, что их школы в какой то затруднительной ситуации могут оказаться обанкроченными. Однако важно понять, что финансирование из двух источников сохраняется, и оно по прежнему будет зависеть от количества посещающих школу учеников. Просто директор сможет тратить деньги из одного котла.
РГ: В этом году в школах Перми открыто называли суммы за поступление в первый класс - от четырех до восьми тысяч рублей. По данным Уполномоченного по правам ребенка, такие требования были в МОУ № 2, гимназии № 4. В договорах значится: "обязуюсь оказать благотворительную помощь". Что делать родителям?
Карпушин: Жаловаться в прокуратуру, Рособрнадзор по Пермскому краю. Оплачиваться должна только дополнительная образовательная услуга. Тогда с каждым, кто согласился заплатить, составляется официальный договор, где определен вид дополнительной услуги (иностранный язык, компьютерная грамота и прочее).
Школа свободного полета
РГ: А что изменится для автономного учреждения?
Карпушин: Деньги на текущий ремонт и содержание учреждения включен в муниципальный норматив содержания ученика. Деньги из краевого норматива идут на зарплату. Но в обычной школе слить оба потока нельзя - допустим, деньги из первого источника направить на отопление. Если директор или заведующий сэкономил на содержании, то остатки муниципалитеты изымают обратно в свой бюджет. Например, в Добрянке образовательные учреждения вернули 15 миллионов рублей, в Лысьвенском районе - 26 миллионов. А в результате сегодня руководители образовательных учреждений не заинтересованы экономить бюджетные деньги и не могут выплачивать дополнительные бонусы лучшим педагогам. А низкая зарплата педагогов - сегодня самая острая проблема в образовании. В сельской местности ее хватает, а в городах оплата труда педагогов неконкурентноспособна. В результате есть огромная опасность, что в школах появятся такие кадры, которые как специалисты не смогли состояться нигде. Сейчас лучшие школьники выбирают биотехнологии, юриспруденцию, экономику. А те, кто никуда не поступил, идут в педагогику. Необходима ревизия учительских кадров, чтобы составить конкуренцию с другими отраслями. Поэтому когда спрашивают: "Вы за бюджетные или автономные?", я отвечаю, что за автономные. А для этого требуется научить руководство образовательных учреждений самостоятельности.
РГ: Но ведь самостоятельность в ведении хозяйственных процессов чревата банкротством?
Карпушин: Их обанкротят, если к ним не придут ученики. В слабую, неэффективную школу дети не пойдут. Поэтому там должна смениться административная команда. Или передать школу в виде филиала более сильной, где руководит эффективный менеджер, чтобы распространить свои правила на соседний имущественный комплекс. В иных случаях помочь финансово, дать дополнительный ресурс и шанс, чтобы за год-два привлечь учащихся.