Нынешний год оказался урожайным для белорусско-краснодарских деловых связей. Причем можно говорить и о новом качестве этих отношений. Так, в апреле было подписано соглашение между ООО "Техно-Крат" Краснодарского края и белорусским ГК "Дорэлектромаш" о производстве в России троллейбусов четвертого поколения на базе машинокомплектов Минского автозавода. И вот в троллейбусном парке города Армавир недавно завершились испытания первого белорусско-краснодарского троллейбуса "МАЗ ЭТОН 103". Водители отмечают его плавный, мягкий и в то же время стремительный ход, комфортабельные условия для работы. В кабине есть кондиционер, широкие окна с тонированными стеклами обеспечивают отличный обзор. Водитель устает значительно меньше, а значит, безопасность движения выше. Пассажирам же понравились низкий пол без перепадов и выступов, мягкие удобные сиденья. Так что, если есть выбор, садятся именно в новый троллейбус. Подобных примеров, когда партнеры переходят от традиционной купли-продажи товаров, особенно технически сложных, к их совместному производству и продвижению на новые рынки, становится все больше. Вот и торговый дом "Гомсельмаш-Юг", и сам "Гомсельмаш" договорились недавно об организации совместного производства комбайнов "Полесье" в Усть-Лабинском районе Краснодарского края. В ближайшие годы его мощность достигнет не менее 200 машин. Здесь появится 50 новых рабочих мест. Еще одно кубанское ООО договорилось с белорусским заводом "Бобруйсксельмаш" об организации производства, реализации и сервисного обслуживания в городе Кореновск навесной и прицепной техники для заготовки и раздачи кормов, внесения минеральных и органических удобрений и многого другого. Предполагается, что за пять лет инвестиции составят 600 миллионов российских рублей, появится 520 новых рабочих мест. Запланирована и сборка в Краснодарском крае зерноуборочных комбайнов, выпускаемых белорусским заводом "Лидаагропроммаш". Инвестиции тут еще более внушительны - до миллиарда рублей! Будет востребовано 470 специалистов и рабочих разного профиля. А поставку грузовиков "МАЗ", карьерных самосвалов "БелАЗ", тракторов "Белорус" и многого другого поддержит финансами белорусское ОАО "Промагролизинг", также достигшее договоренности о сотрудничестве с краснодарцами.
- Зерна такого сотрудничества закладываются на крупных бизнес-форумах, где встречаются деловые люди, - поясняет корреспонденту "СОЮЗа" заместитель полномочного представителя главы администрации Краснодарского края в Беларуси Олег Давыдюк. - Так, на состоявшейся в июне в Минске международной выставке "Белагро" участвовала представительная краснодарская делегация из 44 руководителей разного уровня, на площади 400 квадратных метров показали 288 наименований своей лучшей продукции 43 предприятия нашего региона. Проведены переговоры с руководителями министерств архитектуры и строительства, сельского хозяйства и продовольствия, экономики, Минского тракторного завода и ОАО "Гомсельмаш". Достигнутые договоренности направлены на расширение взаимного товарооборота. Но многие возможности еще не используются.
Действительно, за пять месяцев нынешнего года взаимные поставки товаров возросли на 20 с лишним процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Беларусь нуждается в такой продукции южного российского региона, как семена и масло подсолнечника, переработанные и свежие овощи и фрукты, удобрения. В обратном направлении идут грузовики и сельхозтехника, мебель и ковры, одежда и изделия из черных металлов. Однако общий баланс складывается не в пользу россиян. Хотя предложить им есть что. Это и знаменитые виноградные вина - почему бы в Минске не появиться соответствующему фирменному магазину, и рис, урожай которого в этом году выдался на славу. Есть заинтересованность во взаимных поставках племенного скота. Есть надежда, что ситуация поправится в том числе благодаря развитию связей между городами и районами Беларуси и Краснодарского края. Соглашения о многостороннем сотрудничестве скрепили подписями в этом году, например, Анапа и Гомель. Несколько раньше аналогичный документ подписали с этим белорусским городом власти Армавира.