26.08.2010 00:09
Экономика

Предприятия Минской и Московской областей развивают сотрудничество

Предприятия Минской и Московской областей развивают сотрудничество
Текст:  Валерий Мирошниченко (Ногинск - Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №33 (469)
Читать на сайте RG.RU

Завод топливной аппаратуры из подмосковного Ногинска ежемесячно на 100 процентов обеспечивает потребность в насосах высокого давления Минский моторный завод. И это всего лишь один факт делового содружества братских стран. А полная производственная палитра взаимоотношений машиностроителей Беларуси и России, конечно же, значительно шире.

Корреспонденту "СОЮЗа" повезло в том, что в день его приезда на предприятие, а это уникальное производство, основанное в 1946 году, первый в Советском Союзе завод, поставлявший сверхточные, прецизионные насосы отечественным дизельным двигателям, в Ногинск прибыли гости: Алексей Долголев- директор представительства Минского тракторного завода в России и Роман Милевский - генеральный директор торгового дома МТЗ. Цель визита посланцев из Беларуси - дальнейшее расширение взаимовыгодного сотрудничества, развитие интеграционных связей.

Прежде чем пройтись по цехам предприятия, занимающего 19 гектаров, где и сегодня после всех кризисных потрясений трудится около 1300 человек, просматриваем небольшой фильм об истории НЗТА.

Начав, как говорится, с чистого поля, в котором были заложены корпуса нескольких десятков цехов, уже через очень короткий срок завод стал широко известен не только в России, но и более чем в 50 странах мира. Сегодня здесь производится более 70 модификаций насосов высокого давления, которыми оснащается не только сельскохозяйственная и строительная техника, но и дизельные агрегаты, используемые в энергетике, коммунальном хозяйстве, военными.

Яркий факт: в 1967 году завод был удостоен одной из высших в то время государственных наград - ордена Октябрьской Революции. Многие работники за ратный труд награждены орденами, медалями. А сборщице А.И Румянцевой присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Но это было в другой жизни. А с начала 1990-х годов лидеру отечественного машиностроения, на котором тогда трудилось уже свыше 2000 специалистов, пришлось отхлебнуть по полной из чаши перемен.

Развал рынка, разорение поставщиков комплектующих, падение спроса на продукцию, многочисленные попытки "прихватизировать" завод, отсутствие оборотных средств - все это легко могло привести к вполне очевидному результату: разбитым окнам с потрескавшимися стенами, заброшенным цехам или к трансформации в какой-нибудь лихой склад, торговую площадку, рынок. Всего этого удалось избежать.

- Дело в том, - рассказывает нынешний генеральный директор Алексей Барбалат, - что мы всегда рассчитывали в основном, на самих себя. Да, и численность коллектива приходилось снижать, и зарплату урезать, но никаких социальных взрывов не было. Люди понимали: минует лихая година и все возвратится на круги своя.

У нас никогда не отменяли систему общепита, вот и сегодня полноценный обед обходится рабочему в 60-75 рублей. Действует касса материальной взаимопомощи. Даже в самые трудные годы не отказывались от летних детских лагерей. И если предприятию содержание ребенка за смену сейчас обходится в 16 тысяч рублей, то работники завода оплачивають лишь десять процентов стоимости.

Конечно, нам и помогали, причем весьма существенно. Помню, когда в 1997 году нависла угроза банкротства, глава Ногинского района Владимир Николаевич Лаптев своим распоряжением (по существовавшему тогда законодательству он имел на то право) выделил инвестиционный кредит. В результате за 3 года мы полностью погасили долги перед бюджетом, главное же - сохранили завод и коллектив.

Но это помощь на местном уровне и от человека, который знает реальную жизнь: Лаптев сам еще пацаном начинал токарить у нас в шестом цехе. Он не понаслышке знает, что развалить производство можно за месяц, а вот восстановливать потом придется годами...

К сожалению, сегодня от вышестоящих руководителей, я имею в виду прежде всего центральные госструктуры, мы никакой реальной помощи не получаем. Лишь звучат декларации о необходимости возрождения отечественного машиностроения, внедрении инноваций, новейших технологий. А нам сегодня невозможно ни нормально прокредитоваться, ни войти в какую-то госпрограмму, ни надеяться на малейшую отсрочку по обязательным платежам...

Хотя, заявляю ответственно, даже при минимальной поддержке со стороны государства мы вполне в состоянии подтянуться в своей отрасли до уровня самых передовых стран.

Любопытная деталь: в течение нескольких лет руководство НЗТА пыталось войти в деловой контакт с одним из мировых западных лидеров в этой области. Но тщетно. А вот совсем недавно вице-президент знаменитой компании уже сам обратился к Алексею Барбалату с предложением о встрече.

- Почувствовали реального конкурента, - смеется Алексей Васильевич, - и, если честно, это нас радует. Вот сейчас дооборудуем новый цех, завершаем подготовку к выпуску современной топливоподающей системы с электронным впрыском, которая будет соответствовать жестким экологическим и иным нормативам регламента Евро-4. Проведенные маркетинговые исследования говорят о готовности рынка уже сегодня принять в год до 50 тысяч систем. Ничего, прорвемся!

...Ну а белорусские гости детально обследовали каждую пядь производственной территории и не из праздного любопытства, а с целью выяснить реальные условия для возможного развертывания сборки белорусской техники на территории России.

- Такие условия есть, - убежденно говорит Р. Милевский.- Мы зачастую ломимся в открытую дверь: ищем неиспользуемые производственные мощности, собираем по черепку технологические линии, а ведь здесь, в Ногинске, совсем рядом с Москвой сохранено не только производство с соответствующей инфраструктурой, но, что самое главное, остались высококлассные специалисты, наличествует практическая школа их подготовки.

Подходим к действующим макетам и стендам выпускаемой заводом продукции. Символично, что пояснения дает белорус из Ногинска, кандидат технических наук, бывший преподаватель одного из минских вузов Владимир Янушко. Он попал на завод не просто, а очень просто: победив конкурентов в международном отборе на должность коммерческого директора НЗТА. И вот уже 5 лет ныне первый заместитель генерального директора, "иностранец" В.Янушко, родом из Копыльского района Минской области, успешно трудится по контракту на подмосковном предприятии. Еще одна грань интеграции.

В завершение заметок - цитата из недавнего служебного письма руководства завода в министерство промышленности и науки Московской области:

"...Информируем, что ОАО НЗТА в рамках реализации совместной программы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества Московской области и Республики Беларусь на 2010-2012 гг., выполнили следующие работы:

1. ОАО "Минский моторный завод" за 6 мес. 2010 г. обеспечил поставку топливной аппаратуры на 153 млн 745 тыс. рублей. В период с января по июнь 2010 г. включительно в адрес предприятия отправлено 19 476 единиц топливных насосов высокого давления.

И, похоже, это только начало!

Промышленность