27.08.2010 00:20
В мире

Против двух бывших офицеров российского Генштаба в Хорватии возбуждено уголовное дело

Против двух бывших офицеров Генштаба возбуждено за рубежом уголовное дело
Текст:  Иван Егоров
Российская газета - Федеральный выпуск: №192 (5271)
Читать на сайте RG.RU

Громким и скандальным обещает быть дело - неожиданный отзвук давней югославской войны. Вновь вып-лыли на свет военные тайны, казалось бы надежно похороненные бомбежками и взрывами.

Хорватия обвиняет наших офицеров, служивших тогда в миссии военных наблюдателей ООН, в умышленном сокрытии или уничтожении секретных документов той поры. Речь идет об одном из белых пятен в драматичной истории Балкан - операции "Шторм" против сербского населения, которую многие эксперты оценивают как военное преступление. Не случайно прокуратура Гаагского трибунала уже более двух лет требует от Хорватии выдачи документов по "Шторму". В том числе так называемых "артиллерийских дневников" - планов огневой подготовки и поддержки операции с перечнем целей. Эти материалы могли бы пролить свет на то, как мощь артиллерийского огня обрушилась на головы мирных сербских жителей. Но они необъяснимым образом исчезли бесследно.

Почему сейчас Хорватия возбудила уголовное дело против двух бывших старших офицеров российского Генштаба и английского генерала, служивших в миссии военных наблюдателей ООН? Полковника Александра Чернецкого, подполковника Виктора Тарусина и генерала Питера Вильямса обвиняют в том, что 15 лет назад они якобы незаконно проникли на территорию Сербской Краины, выкрали так называемые "артиллерийские дневники". После чего, уверяют хорваты, все следы документов теряются. Вывод делается однозначный: виноваты в этом - конечно русские.

За неожиданным уголовным делом спрятана интрига и большая политика. Хорватию не пускают в Евросоюз из-за отсутствия у руководства государства доброй воли в сотрудничестве с международным трибуналом. В Гааге скоро возобновятся слушания по военным преступлениям - против хорватских генералов Анте Готовины, Ивана Чермака и Младена Маркача по обвинению их в геноциде населения Сербской Краины. И вот хорватские юристы, похоже, придумали ответный ход - направили международное поручение в Интерпол с просьбой разыскать и допросить бывших наблюдателей ООН.

Выполняя поручение Интерпола, в Самаре в милицию вызывали для объяснений Александра Чернецкого. В Москву, в центральный офис российского Интерпола приехал Виктор Тарусин. Он дал международным полицейским показания о реальных событиях 15-летней давности.

Тогда, в августе 1995 года, хорватские вооруженные силы под командованием генерала Анте Готовины провели ту самую операцию "Шторм". С территории Сербской Краины было изгнано практически все сербское население: по разным оценкам - от 150 до 250 тысяч человек. Вырезались и сжигались целые деревни, городские кварталы. Все сербское мужское население в возрасте от 16 до 60 лет было объявлено "военными преступниками". В задачу миссии военных наблюдателей как раз и входила фиксация преступлений против мирного населения.

В сентябре 1995 года старший военный наблюдатель ООН в секторе Юг поставил задачу Чернецкому - выдвинуться в район боснийского Грахово, чтобы понять, насколько город разрушен и какие войска действуют вокруг него. При подъезде к Грахово патруль наблюдателей был остановлен хорватской военной полицией, въезжать в город запретили. Чернецкий принял решение ехать по горным проселочным дорогам. В горах он с напарником сначала наткнулся на брошенный командный пункт хорватской армии, а чуть позже на оставленное расположение артиллерийского дивизиона. Наблюдатели обнаружили военное имущество, продовольственный склад, а также оперативную документацию на командном пункте. Это были карты с грифом "секретно", схема организации оперативной группы, таблицы позывных должностных лиц и многое другое. Там же был найден план огневой подготовки и поддержки операции "Шторм". Но самое главное, на плане были нанесены и таблицы выполнения огня. Мы приводим эти данные, чтобы показать: "артдневники" - это не выдумка Чернецкого, который рассказал о них Гаагскому трибуналу.

По словам Виктора Тарусина, документы, которые обнаружил полковник Чернецкий, были официально включены в архив миссии ООН в Загребе.

Как вспоминает Александр Чернецкий, до начала операции "Шторм" район практически ежедневно патрулировался военными наблюдателями ООН. И в нем никогда не отмечалось наличия тяжелой техники и вооружения. А на картах хорваты обозначили несуществующие военные цели на месте жилых домов, школ, больниц и церквей. Их-то и накрыли плотным артогнем. По словам Чернецкого, он тогда и пришел к выводу, что хорватское командование умышленно планировало удары по гражданскому населению. О своих наблюдениях Чернецкий доложил в штаб миссии, туда же передал и найденные артиллерийские документы, подтверждающие эту догадку.

Понятно, что в пропаже дневников, проливающих свет на военные преступления против сербского населения, были заинтересованы только в Хорватии.

- По моему мнению, следы документов нужно искать в Загребе. Там же, где и остатки компьютеров, похищенных из гуманитарной миссии ООН в январе 1996 года, - рассказал корреспонденту "РГ" бывший военный наблюдатель, подполковник Виктор Тарусин.

По его словам, не секрет, что штаб миссии ООН работал под постоянным наблюдением спецслужб Хорватии и практически весь технический персонал от переводчиц до уборщиц был при "погонах".

- Например, в моем кабинете регулярно ломался телефон, и местный телефонный мастер был частым гостем, ковыряясь в распределительном щитке, - вспоминает Тарусин. - А чего стоила наша постоянная уборщица, мывшая полы и чистившая корзины для бумаг, - она свободно говорила на немецком, английском и испанском и отлично разбиралась в оперативных картах.

Обвинения хорватских юристов вызвали неподдельное удивление и у генерала Питера Вильямса - бывшего заместителя главы миссии военных наблюдателей ООН в Югославии.

Тем временем

По информации от очевидцев тех событий, архив долгое время оставался в Загребе, в бывшем расположении штаба военных наблюдателей ООН, и контролировался хорватским персоналом. Уже к середине 1996 года в нем отсутствовали файлы по cектору Юг за период, относящийся к операции "Шторм". В том же 1996 году из штаба ООН в центре Загреба была совершена кража нескольких компьютеров из офиса группы мониторинга нарушений прав человека. Если предположить, что "артиллерийские дневники" были действительно уничтожены, то нетронутыми остаются архивы вооруженных сил Хорватии, где хранятся планы и других подразделений, участвовавших в "Шторме". Правда, раскрывать их, похоже, никто не собирается. Хорватская сторона пока не требует выдачи российских офицеров, но есть данные, что при въезде в эту страну их, скорее всего, арестуют.

Хорватия