Вчера в здании правительства Москвы была презентована книга "Москва: транспортные проблемы мегаполиса".
Пожалуй, одно из достоинств книги в том, что написана она руководителем департамента транспорта и связи столицы Василием Кичеджи в соавторстве с сыном экс-премьера Японии Киитиро Хатояма. Авторы не только анализируют транспортную ситуацию в российской столице, но и предлагают способы разрешения этой проблемы.
Сам Киитиро Хатояма знаком с московскими пробками не понаслышке. Он живет в столице, преподает в МГУ и передвигается по городу на маленьком красненьком праворульном "Ниссане". Кроме того, он уже десять лет занимается исследованиями в области решения транспортных проблем крупных мегаполисов и даже защитил на эту тему диссертацию.
Москва стала удобным местом для применения накопленных знаний еще и потому, что, как и Токио, имеет радиально-кольцевую структуру. Только в Токио проблема заторов практически решена, а Москве до этого еще далеко. Хатояма уже не раз выходил на столичный департамент транспорта и связи со своими предложениями. В итоге все они были объединены и изданы в виде книги тиражом 50 тысяч экземпляров.
Какие же именно рецепты предлагает сын Страны восходящего солнца? Один из них - это строительство многоуровневых развязок и вылетных трасс, пересекающих Москву от края до края. Понятно, что при таком решении потребуются триллионы рублей и огромное количество времени. А на время строительства Москва превратится в одну сплошную пробку. Но это не единственное предложение.
Одной из главных причин появления заторов в книге названы резкие сужения дорог. За примером далеко ходить не надо. На Третьем транспортном кольце во многих местах пять полос для движения стекаются в три. Хатояма рекомендует делать такие переходы плавными: то есть сначала из пяти полос свести поток в четыре, а потом в три. При этом растянуть этот переход на значительное расстояние. Тогда и точки пересечения транспорта растянутся. В зависимости от интенсивности движения в книге рекомендуется вообще сократить количество полос по всей длине дороги, а освободившиеся полосы использовать для организации съездов и выездов на нее.
Зачастую двухполосная дорога примыкает к такой же. То есть две полосы там переходят в две полосы здесь. Как правило, в этом месте образуется затор. В книге предложено использовать в этом месте другую формулу: 1+1=2. Казалось бы, уменьшение количества полос должно ухудшить ситуацию, но, как показывает практика, применение этой формулы убирает конфликтную ситуацию, стыки дорог, организованные подобным образом, способны пропускать гораздо более плотный поток транспорта.
Также для сокращения конфликтных точек в книге предлагается избавляться от левых поворотов на регулируемых перекрестках. А именно организовать их через поворот направо с разворотом или вообще с дублеров дорог.
Ремонтные дорожные работы. Сколько слов они вызывают у водителей, а сколько времени теряют из-за них участники дорожного движения? В Японии эту проблему решили следующим образом: сами работы проводятся только ночью. Кроме того, на них отводится три дня в неделю, о чем водители предупреждаются. А пятница вообще названа днем без дорожных работ.
Авторы рекомендуют также переходить, где это возможно, на одностороннее движение с выделенными полосами во встречном направлении для общественного транспорта. Это существенно увеличивает пропускную способность улиц.
Одно из предложений авторов книги - развивать принципы "умного вождения". То есть не соперничать друг с другом, а сотрудничать, уступать, уважать каждого встреченного на твоем пути.