Несмотря на обилие трагической тематики, заявленной в нынешней афише Зальцбургского фестиваля, выдержать праздничный тон по случаю 90-летия (большим долгожительством может похвастаться только вагнеровский Байрейт) организаторам удалось.
И это несмотря на то, что вся предыстория нынешнего Зальцбургского юбилея была подпорчена шокирующим компроматом, связанным с финансовыми аферами технического директора фестиваля Клауса Кретчмера (Klaus Kretchmer) и досрочным уходом с поста интенданта фестиваля режиссера Юргена Флимма. Финансовый скандал, раскрутившийся с декабря прошлого года, расследовала федеральная криминальная полиция Зальцбурга, дело было передано в прокуратуру, а уволенный техдиректор пытался покончить с собой (вот она - не античная, а современная трагедия). Объявленный же Юргеном Флиммом "демарш" имел другую причину - формально он принял приглашение Даниэля Баренбойма стать интендантом Берлинской Штаатсопер, но при более откровенном раскладе - к такому решению его подтолкнуло руководство фестиваля, недовольное резким падением продажи билетов в последние сезоны. А box office - показатель номер один в бюджете Зальцбургского фестиваля, доля которого составляет 50% .
Надо заметить, что круглая дата - 90-летие фестиваля, притянула в Зальцбург рекордное количество почитателей (если не считать моцартовский юбилей). И организаторы на заключительной пресс-конференции радостно озвучили цифру - публика выкупила 95% билетов. В итоге прощание с "нерентабельным" Флиммом, передавшим свои прерванные интендантские полномочия коллеге по фестивалю, директору концертных программ Маркусу Хинтерхойзеру, прошло в просветленном тоне. Бывшего интенданта наградили почетной медалью Зальцбурга и прочувствованным комментарием, что "эра Флимма" была "трогательным опытом: программным и художественным, чудесным по атмосфере и человеческим условиям".
В результате "ложка с дегтем" праздник не подпортила: о финансовом скандале организаторы предпочли не распространяться, на творческой составляющей он не отразился, а Флимм в высоком тоне выдержал всю программу, подогнанную под глубокомысленный девиз: "Где сталкиваются Бог и человек, возникает трагедия". Оперных премьер по зальцбургским меркам представили достаточно: "Орфей и Эвридика" Глюка, "Электра" Рихарда Штрауса, "Лулу" Берга, "Норма" в концертном исполнении, плюс два старых спектакля: "Дон Жуан" Клауса Гута в обновленном составе и "Ромео и Джульетта", в которую ввелась наконец вернувшаяся после двухлетней разлуки с Зальцбургом Анна Нетребко. На ее дуэт с Роландо Виллазоном эта постановка и была рассчитана в 2008 году, однако дуэт не сложился: два года назад не смогла петь из-за беременности Нетребко, теперь из-за проблем с голосом - Виллазон (его сольник на фестивале был разбит в пух и прах). Нетребко в партии Джульетты приняли в Зальцбурге с традиционным восторгом, выступление же ее бой-френда Эрвина Шротта в партии Лепорелло в "Дон Жуане" вообще произвело фурор. Главная пара фестиваля не сходила с глянцевых обложек, выступив под конец фестиваля в благотворительной программе, организованной в пользу пострадавших от стихии в Пакистане.
Главным же музыкальным событием оперной афиши стала мировая премьера оперы "Дионисий" на слова "Дионисийских дифирамбов" Фридриха Ницше. Партитуру к 90-летию фестиваля написал немецкий композитор Вольфганг Рим. И эта оперная новинка, эффектно скрестившая Ницше, Вагнера, Диониса, Аполлона, мифологию и психику, и поставленная в Haus fur Mozart (Дом Моцарта), приглянулась уже не только на Хофштальгассе - главной фестивальной улице, но и интендантам других оперных театров.
Именно с Вольфгангом Римом оказался в этом году связан и еще один крупный фестивальный проект - "Континент": концертная серия, построенная на музыке избранного автора (в прежние годы презентовали Джачинто Шельси, Сальваторе Шаррино, Эдгара Вареза), звучащего в сопоставлении с композиторами разных эпох. Рима, к примеру, столкнули в программах с Брукнером, Шуманом, Мийо, Штокхаузеном. Причем, нельзя не заметить, что музыку современных авторов в Зальцбурге играют не в офф-формате, как почему-то принято в России, а в крупных концертных залах с самыми известными исполнителями, включая Венский филармонический оркестр.
И все-таки Зальцбургский фестиваль - это в первую очередь фестиваль звезд, и как бы Юрген Флимм публично не отказывался "лелеять" иерархию, кассу фестивалю делают в первую очередь они. Именно поэтому в сезон своего 90-летия фестиваль прямолинейно взял "курс" на звезд: Фанни Ардан в оратории "Жанна Д’ Арк" Оннегера, Мартин Вуттке в сочинении Рима Tutuguri, Жерар Депардье в "Иване Грозном" Прокофьева, Клаус Мария Брандауер в "Эдипе в Колонне" Питера Штайна, в концертах - Марта Аргерих и Евгений Кисин, Григорий Соколов, Гидон Кремер, Анна-Софи Муттер. В афише - дирижеры и оркестры, давно ставшие друзьями фестиваля: Риккардо Мути, Даниэль Баренбойм (в этом году отметивший 45 лет сотрудничества с фестивалем), Валерий Гергиев, Бернард Хайтинк, Марис Янсонс, Кристоф Эшенбах, сэр Симон Раттле. Три лучших оркестра мира по сложившейся традиции "шеренгой" завершили нынешнюю симфоническую программу: Венский филармонический, Берлинский филармонический, амстердамский Концертгебау.
Венские филармоники, к слову, являются резидентским оркестром Зальцбургского фестиваля с 1922 года. По случаю юбилея было подсчитано, что за эти годы оркестр провел в Зальцбурге 2000 оперных представлений и 700 концертных программ. К круглым цифрам добавилась еще одна - 50-летие Фестшпильхауса - крупнейшего зальцбургского зала, появившегося на фестивальной улице по инициативе легендарного Герберта фон Караяна. Все эти переплетения дат, событий, имен - и есть живая история 90-летнего фестиваля, актуальность которого доказывает его нынешняя 250-тысячная аудитория.