Из четырнадцати членов экипажа затонувшего в штормовом море буксира "Алексей Кулаковский" спаслись трое. Шансы на то, что кто-то еще остался жив, очень малы.
Буксир ушел под воду при попытке помочь экипажу терпящего бедствие рыболовецкого судна. Траулер, который вел лов рыбы в дель-те Лены, 26 августа подал сигнал SOS - потрепанное штормом судно потащило в открытый океан с неработающим двигателем. На помощь поспешили находившиеся неподалеку танкер "Ленанефть-2064" и линейный буксир "Алексей Кулаковский", принадлежащий Ленскому объединенному речному пароходству.
К судну, дрейфовавшему в 20 милях от берега, они подошли поздно ночью. Посовещавшись с капитаном траулера, решили начать буксировку с рассветом. Но в половине третьего ночи с рыболовецкого судна по спутниковому телефону на берег сообщили, что ходовые огни "Алексея Кулаковского" погасли, связь с ним прервана, причем катер кренится на левый борт. Дальше события развивались стремительно. В 3 часа 10 минут буксир лег на борт, а уже через восемь минут затонул.
Впоследствии капитан буксира заявил, что судно получило крен и опрокинулось при маневре в сложных погодных условиях.
Все происходило на глазах рыбаков, однако они сами находились в беспомощном состоянии и помочь тонущим товарищам могли только одним способом - второй раз за сутки подать сигнал бедствия. На их призыв к месту крушения поспешил танкер, маневрировавший рядом. Его экипаж быстро нашел в темноте капитана буксира Анатолия Соловьева и мотористов Александра Фирсова и Евгения Пронина. Им бросили закрепленные на тросах спасательные круги и подняли на борт. Больше в ту ночь обнаружить в воде никого не удалось.
На следующий день в этот район были стянуты 13 единиц флота и авиатехники. Над обширной акваторией барражировали два вертолета со спасателями и врачами. С одного из них был замечен спасательный плот. Однако людей на нем не оказалось - только вещи. Через некоторое время нашли еще один плот, последний. Тоже пустой.
- Без спасательных средств прожить в ледяной воде продолжительное время практически невозможно, - пояснили "РГ" в службе безопасности судовождения Ленского пароходства. - Тем не менее поисково-спасательная операция будет продолжаться до той поры, пока сохранится хотя бы ничтожный шанс найти живых.
Однако находить стали мертвых. С танкера "Ленанефть" заметили и подняли на борт тела двух моряков, а впоследствии были обнаружены еще двое погибших. Ими оказались электромеханик Вадим Воробьев, проводник Елена Щербина, механик Леонид Байдаков и начальник радиостанции Николай Владимиров. На другой день нашли тело моториста Андрея Помельникова.
На всех моряках были спасательные жилеты. Они удерживают человека на плаву, но не спасают от холода. Неизвестной остается судьба шестерых человек. Спасатели точно знают, что один из них погиб, но опознать его не успели: когда тело попытались поднять, оно ушло под воду. Поэтому без вести пропавшими сейчас считаются первый помощник капитана Александр Лютин, второй помощник Александр Бузо, практиканты Вячеслав Иконников, Николай Щекин, Сергей Богомолов и повар Татьяна Байдакова.
- Затонувшее судно лежит на глубине 20 метров, и его должны обследовать водолазы, - сообщил "РГ" руководитель пресс-службы Главного управления МЧС России по Якутии Алексей Хлыбов. - Возможно, им удастся обнаружить и тела кого-то из моряков.
Обстоятельства трагедии выясняют прибывшая в республику комиссия Ространснадзора и следственные органы. 31 августа объявлено в Якутии днем траура.