Проект сборки военно-транспортного Ил-112 в Воронеже может быть заморожен.
Заказчик - минобороны - приостановил финансирование и предложил разработчикам изыскать внебюджетные средства на создание четырех опытных образцов.
Как пояснил гендиректор ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО) Виталий Зубарев, министерство начало ревизию собственных вложений в Ил-112:
- Нам пришло уведомление от разработчика - ОАО "АК имени Ильюшина" - о том, что ему рекомендовали найти деньги. Мы же как подрядчики должны отчитаться об освоении средств с 2004 года, определить степень завершенности каждого агрегата. Затем в рамках головного предприятия - Объединенной авиастроительной корпорации - будет решаться вопрос о возможности софинансирования. У ВАСО оборотных средств в нужном объеме нет. Если их не выделит корпорация, работы будут заморожены.
Сроки выполнения программы по Ил-112 продлялись не раз. Самолет, призванный заменить устаревший Ан-26, поначалу разрабатывался на деньги конструкторского бюро. Затем проект был учтен в плане гособоронзаказа и программе вооружения до 2015 года. Но федеральные средства поступили не сразу. Первый полет Ил-112 отодвигался все дальше в будущее.
Еще недавно руководство авиазавода в Воронеже сообщало, что до конца 2010 года надо собрать опытный образец, а в 2011-м - наладить серийный выпуск. Сейчас работы замерли на стадии подготовки производства - построены стапели и оснастка. Объем сделанных инвестиций на ВАСО назвать затруднились: проект полузакрытый, общие цифры могут быть известны лишь минобороны, которое как раз занято подсчетами. Для завершения сборки четырех самолетов необходимо около 800 миллионов рублей.
Остановка проекта пока не представляет для завода серьезной опасности. Хотя ранее с ним были связаны смелые надежды. Оптимизация производства на авиастроительных предприятиях России предполагала переход ВАСО на выпуск машин меньшей размерности, среди которых значился и Ил-112В. В перспективе планировалось делать по 18 таких машин в год.
Однако главной продукцией ВАСО в ближайшие 10 лет будут региональные лайнеры Ан-148. На их выпуск брошены все силы, так что для рабочих дело найдется. Более того, им не стоит бояться и изменений, связанных с производством комплектующих для Airbus: из-за кризиса французская корпорация может отказаться от иностранной рабсилы.
- Люди и станки, задействованные в этом проекте, не простаивают и простаивать не будут, - заявил Виталий Зубарев. - Мы организовали им допнагрузку в рамках программ по Ан-148 и Ил-96-300.
Справка "РГ"
Легкий оперативно-тактический военно-транспортный самолет Ил-112В предназначен для перевозки и десантирования грузов, техники и людей в любых географических, климатических и метеоусловиях на расстояние 1-5 тысячи километров. Должен превосходить аналоги по дальности и скорости полета, по возможности эксплуатации на коротких взлетно-посадочных полосах и неподготовленных площадках.