Федеральная палата адвокатов потребовала от региональных адвокатских палат шире информировать граждан, куда они могут пожаловаться на защитника и как правильно заключить с ним соглашение.
Как показывает статистика, ничто человеческое адвокатам не чуждо, в том числе и плохие стороны человеческой натуры. Например, лень, нечестность и так далее. За год лишились своих корочек более 400 адвокатов. Из них 81 человек "разжалован" за то, что плохо защищали клиентов или вовсе палец о палец ради них не ударили. Еще 78 защитников лишены статуса за нарушение кодекса профессиональной этики.
Например, совет Адвокатской палаты Москвы прекратил статус некоего адвоката М., который оставил доверителя без юридической помощи в гражданском процессе. Господин защитник, видимо, посчитал, что его основная функция - брать деньги. Заключив с клиентом договор, он спокойно перепоручил того своим помощникам. Но ведь договор заключался именно с адвокатом, а услуги помощников или каких-нибудь практикантов заведомо должны стоить дешевле.
Совет Адвокатской палаты согласился с заключением квалификационной комиссии, что такие действия М. могут привести к подрыву доверия к адвокатуре. А Федеральная палата адвокатов провела большой разбор полетов, проверив, как и за что наказывали адвокатов в течение года. Одно из неприятных открытий - в некоторых региональных палатах встречается старая добрая круговая порука. Клиенту могут отказать в жалобе на адвоката по каким-то формальным причинам, скажем, заявление неправильно оформлено.
А при рассмотрении жалоб клиентов о возврате гонорара в связи с плохой работой защитника адвокатские палаты, как правило, не организуют проверку, как их коллега соблюдал нормы профессиональной этики.
- Вместе с тем в адвокатских палатах не обеспечивается информированность граждан о порядке заключения соглашений и оплате гонорара, - сообщает Федеральная палата адвокатов, - а также о порядке обжалования действий (бездействия) адвокатов.
Вместо этого на интернет-сайтах некоторых адвокатских палат просто размещаются закон об адвокатуре и кодекс профессиональной этики защитников. Специальный раздел "для клиентов" имеется только на сайте Адвокатской палаты Нижегородской области. Именно она должна стать примером для остальных.
Кроме того, в Адвокатской палате Нижегородской области утверждена форма соглашения и осуществляется контроль за использованием адвокатами этой формы и регистрацией соглашений. Как считают руководители адвокатского сообщества, такая практика нуждается в распространении. Жалобы доверителей свидетельствуют, что во многих случаях защитники используют недопустимые формулировки. А иногда защитники и вовсе вносят деньги в кассу без оформления соглашения и получают выплаты, не исполнив обязательств перед доверителем, или передают дело своим помощникам.
Вообще найти хорошего адвоката - это как найти хорошего врача. Простые граждане не разбираются в тонкостях науки и потому вынуждены верить специалисту на слово, и здесь - повезет или не повезет. Но именно адвокатские палаты и должны следить, чтобы в их рядах не состояли шарлатаны и ленивцы, которые освоили только одну науку - собирать деньги.
- Одна из форм работы адвокатского бюро, где работают мои знакомые, - годовые контракты, - рассказала "РГ" юрист одной из фирм Виктория П. - Клиент покупает у них как бы абонемент на юридическое обслуживание и выплачивает крупную сумму. При этом считается, что за помощью он может обратиться в любой момент. Однако когда у него действительно возникает необходимость в юридической защите, адвокаты включаются неохотно: клиент им больше неинтересен. Его деньги давно потрачены, а теперь надо работать вроде как бесплатно. И с него пытаются взять еще.
Впрочем, иногда адвокатов приходится и защищать от несправедливых обвинений. Скажем, в Иркутской области следователи буквально забросали местное управление юстиции жалобами на неявки адвокатов на следственные действия. Разбирательство показало, что адвокаты не были извещены следователями надлежащим образом. Поэтому дисциплинарные производства были прекращены.