01.09.2010 00:50
Экономика

Рустам Минниханов: Главная задача - превратить Татарстан в регион, привлекательный для инвестиций, бизнеса и талантов

Преодолеть экономический спад республике помогут инновации
Текст:  Ольга Кондрева
Российская газета - Федеральный выпуск: №195 (5274)
Читать на сайте RG.RU

Год вступления в должность президента Татарстана Рустама Минниханова выдался в прямом смысле очень жарким. Поэтому наше интервью о приоритетах региональной политики с главой республики начали с обсуждения самого наболевшего.

Российская газета: Рустам Нургалиевич, аномальная жара, установившаяся в регионе, грозит нам небывало низким урожаем. Не повлияет ли это на обеспечение хлебом жителей республики?

Рустам Минниханов: В течение двух лет подряд Татарстан подвергается воздействию сильнейшей засухи. Если в 2009 году засуха была отмечена в половине муниципальных районов, то в этом году ее последствия испытали на себе все районы республики. Во многих из них с апреля не пролилось ни капли дождя. Ситуация гораздо сложнее прошлогодней. В этом году в Татарстане пострадало 2,8 миллиона гектаров посевов, почти треть из них погибло. Затраты на растениеводство составили 26 миллиардов рублей, а продукции мы получим всего на десять миллиардов. Это почти в 3,5 раза меньше обычного.

Хотя изначально аграриями было сделано все возможное для получения хорошего урожая и прогнозы на начало года были весьма обнадеживающими. Несмотря на это, ожидаемый валовой сбор зерна составит вместо ставших уже привычными 4,5-5 миллионов тонн не менее одного миллиона тонн. Но, несмотря на это, перебоев с обеспечением продовольствием не будет, поскольку в республиканском фонде мы имеем запас продовольственного зерна более 1,3 миллиона тонн, и цена на хлеб до конца года существенно не изменится.

РГ: Не менее серьезным испытанием для Татарстана, как, впрочем, и для других российских регионов, стал мировой финансовый кризис. Какова сегодня экономическая ситуация в республике?

Минниханов: За годы благоприятной экономической конъюнктуры государственная политика Татарстана была ориентирована на развитие реального сектора, структурных преобразований и диверсификацию экономики. Качество жизни устойчиво росло темпами, близкими к темпам экономического роста, отражая главное условие долгосрочного успеха - развитие человеческого капитала. Во многом период кризиса мы прошли с минимальными потерями благодаря этому запасу прочности.

В Татарстане был разработан ряд антикризисных программ, реализация которых при поддержке федерального центра способствовала снижению напряженности на рынке труда. Только в прошлом году было создано более 12 тысяч рабочих мест по схеме самостоятельной занятости в форме предпринимательской деятельности. Кроме того, в республике были приняты законы, направленные на снижение налоговой нагрузки предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства. Все это в комплексе позволило сохранить основные показатели качества жизни населения, снизить социальную напряженность и уже к концу года добиться определенной стабилизации экономической ситуации. Тенденцию спада, вызванную мировым экономическим кризисом, удалось преодолеть практически во всех секторах экономики. Валовой региональный продукт составил 95,8 процента к уровню 2008 года. А все обязательства, гарантированные государством в социальной сфере, были выполнены практически в полном объеме.

Итоги первого полугодия 2010 года свидетельствуют об улучшении общеэкономической ситуации. Наиболее интенсивными темпами идет восстановление и в обрабатывающей промышленности, потребительском секторе и транспортном комплексе. В первом полугодии индекс промышленного производства в республике вырос на 7,9 процента, объем строительных работ увеличился почти на пять процентов. Реальная заработная плата выросла на 6,6 процента, в то время как рост потребительских цен с начала года составил 4 процента. Это говорит о том, что в республике начался процесс восстановительного роста. Не могу не отметить, что в период кризиса мы не только решали неотложные вопросы, но и занимались системными преобразованиями, что позволяет, не снижая темпов, перейти от антикризисного управления к устойчивому инновационному развитию.

Наша стратегическая задача - превратить Татарстан в регион, привлекательный для инвестиций, бизнеса и талантов. Каждый человек должен ощущать себя комфортно, чтобы ему хотелось жить и работать в Татарстане.

РГ: В последнее время то и дело приходится слышать об отставке того или иного главы района. Чем это вызвано?

Минниханов: За последние три месяца сменились главы в 12 муниципальных районах и городских округах Татарстана. Двое из них пошли на повышение: Ильдар Шафкатович Халиков возглавил правительство республики, а Ильшат Рафкатович Гафуров назначен ректором Казанского (Приволжского) федерального университета. Еще пятеро стали главами других муниципальных районов. Такая ротация кадров, на мой взгляд, имеет несколько плюсов. С одной стороны, это позволяет наиболее полно использовать опыт успешных руководителей и предотвращать бюрократизацию местных администраций. А с другой, является одним из инструментов борьбы с коррупцией. Недаром ее практикуют во многих странах, таких как, например, Сингапур. При этом ротация подразумевает как перемещение работников с одной должности на другую (в пределах одного органа или между органами государственной власти), так и обмен полномочиями.

Но, на мой взгляд, для того чтобы процесс ротации был более эффективным, необходимо принять соответствующие нормативно-правовые акты и на федеральном уровне.

РГ: Успех любых преобразований в обществе определяют люди, грамотные специалисты, обладающие лидерскими качествами, и их подготовкой нужно заниматься со школьной скамьи. Какие изменения в сфере образования, на ваш взгляд, являются первоочередными?

Минниханов: К сожалению, на сегодняшний день республиканская система образования не вполне готова обеспечить потребности экономики Республики Татарстан в профессионально подготовленных кадрах. Для региона, избравшего путь инновационного развития, это просто недопустимо. Поэтому уже в 2010 году мы запускаем масштабный проект модернизации республиканского образования. В рамках новой стратегии, рассчитанной на 2010-2015 годы, планируется реализовать множество проектов. Наиболее важными из них, на мой взгляд, являются наши кадровые инициативы. К примеру, работающим учителям и тем, кто только начинает свою педагогическую карьеру, республика ежегодно будет предоставлять более пяти тысяч стимулирующих грантов. Мы планируем создать комфортные условия для работы педколлективов и заметно повысить заработную плату.

По проекту "Электронная школа" к концу будущего года все учителя общеобразовательных учреждений получат персональные ноутбуки, а школы будут дооснащены современным компьютерным и мультимедийным оборудованием. Это очень затратно - в этом году республика уже выделила 450 миллионов рублей, на следующий год расходы будут значительно больше. Но сделать это необходимо, если мы не на словах, а на деле хотим создать современную электронную школу. Большое внимание будем уделять обеспечению объективности ЕГЭ и повышению эффективности изучения языков. Причем речь идет не только о языках народов, проживающих в республике, но и об общепризнанном языке международного общения - английском. Планируем усилить интеграцию профессионального образования с экономикой республики, в этом залог успешного развития региона. Кроме того, формируется эффективная система поиска и сопровождения талантливых и одаренных детей. В результате намеченных преобразований школьная жизнь должна стать более здоровой. Это касается не только физического, но и нравственного развития детей.

РГ: Сложная экономическая ситуация, сформировавшаяся под влиянием мирового финансового кризиса, несколько ограничила возможности республики в плане развития социальной сферы. Есть опасения, что это может затормозить начавшееся в Татарстане реформирование отрасли здравоохранения. Насколько они обоснованы?

Минниханов: Я не согласен с тем, что развитие социальной сферы приостановилось. Несмотря на сложную экономическую ситуацию 2009 года, в развитии высокотехнологичной медицины в республике сделан настоящий прорыв. Наши ведущие клиники стали действительно конкурентоспособными на российском рынке. Ежегодно девять государственных учреждений здравоохранения Татарстана оказывают около ста видов высокотехнологичной медицинской помощи. Только в прошлом году ее получили более 19 тысяч жителей республики. В 2010 году Республика Татарстан вошла в число 50 субъектов, получивших наибольший объем субсидий из федерального бюджета на софинансирование госзадания на оказание высокотехнологичной медпомощи. При этом очень важно, чтобы все виды медицинской помощи, в том числе и самые современные, были одинаково доступны всем: и городским, и сельским жителям региона. Для этого в соответствии со стратегией развития здравоохранения Татарстана территория республики разделена на три зоны, в каждой из которых определены региональные центры высокотехнологичной медицинской помощи. В Казани это Межрегиональный клинико-диагностический центр, в Альметьевске - медсанчасть "Татнефти". В Северо-Восточном регионе таким центром должна стать "Больница скорой медицинской помощи" (БСМП) в Набережных Челнах, реконструкцию и оснащение которой планируется завершить в ноябре. Мы рассчитываем, что с введением в строй БСМП высокотехнологичная помощь будет доступна всему населению республики.

Сегодня минздравом Татарстана разрабатывается проект региональной программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы, в рамках которой в каждом муниципальном районе планируется построить два фельдшерско-акушерских пункта и одну врачебную амбулаторию, а также провести реконструкцию государственных учреждений здравоохранения. В планах строительство многопрофильного перинатального медицинского центра в Казани, которое мы планируем завершить в конце будущего года, переоснащение Центра планирования репродукции и многое другое. Все это позволит вывести систему республиканского здравоохранения на качественно новый уровень, а самое главное - поможет сохранить жизнь и трудоспособность тысячам граждан. Первые результаты преобразований обнадеживают. Продолжительность жизни в Татарстане увеличилась до 71 года. Это несколько больше, чем в России. Но, к сожалению, почти на 10-15 лет ниже, чем в европейских странах. Так что нам есть к чему стремиться...

РГ: В 2013 году Казань будет принимать участников XXVII Всемирных летних студенческих игр. Как идет подготовка к Универсиаде?

Минниханов: Судите сами: в 2013 году соревнования пройдут на 64 спортивных площадках, 36 из которых предстояло построить с нуля. Крупнейшие из них уже сданы: это Дворец единоборств, Академия тенниса, комплекс стендовой стрельбы, а также более десяти типовых объектов, предназначенных для тренировок и проведения соревнований групповых этапов по игровым видам спорта. По плану возводятся футбольный стадион на 45 тысяч зрителей и Дворец водных видов спорта. Все строительные работы мы планируем завершить до 2011 года, чтобы в 2012-м на всех объектах Универсиады можно было провести тестовые соревнования.

В июле Казань посетила делегация FISU во главе с Джорджем Киллианом. Глава Международной федерации студенческого спорта отметил, что спортивные сооружения построены на самом высоком уровне, и посоветовал обратить особое внимание на развитие транспортной инфраструктуры. Требования FISU достаточно жесткие. К примеру, транспортная инфраструктура города должна быть организована так, чтобы доставка спортсменов занимала минимум времени. Мы учитывали это уже на этапе выбора мест для объектов Всемирных студенческих игр. Сейчас предпринимаются меры по развитию магистральной улично-дорожной сети, пересматривается структура маршрутной сети наземного пассажирского транспорта, строятся новые линии Казанского метрополитена. За счет средств инвестора начата работа по реконструкции международного аэропорта Казань, которая позволит увеличить его пропускную способность в несколько раз. Кроме того, к Универсиаде мы планируем создать сеть современных автовокзалов. Другой важный этап подготовки к Всемирным студенческим играм - обновление подвижного состава транспортных предприятий Казани. По предварительным расчетам, потребуется около тысячи единиц техники. Предпринимаемые меры помогут не только обеспечить своевременную доставку участников и гостей Универсиады к местам проведения соревнований, но и изменить к лучшему уровень транспортного обслуживания жителей Татарстана.

Серьезного внимания также требуют вопросы безопасности, медицинского и антидопингового обеспечения, IT-сопровождения и решения вопросов миграционной сферы.

Универсиаду можно рассматривать сегодня и как антикризисный проект. Ведь подготовка к Всемирным студенческим играм позволила нам загрузить строительный комплекс, проектные институты и архитекторов республики. Активно включились в процесс и студенческие трудовые отряды. Количество студентов, в том числе из других регионов России, желающих принять участие в новой всероссийской стройке, неуклонно растет.

Экономика Регионы Татарстан Волга-Кама