01.09.2010 00:20
Происшествия

Пермскими милиционерами применялись пыточные методы отрезвления

Пыточные методы отрезвления применялись милиционерами
Текст:  Владимир Богданов
Российская газета - Федеральный выпуск: №195 (5274)
Читать на сайте RG.RU

Жители Перми взбудоражены новостью из краевого суда: наконец-то дан ход расследованию странной смерти в местном медвытрезвителе.

Вдова умершего Александра Самойлова и правозащитники предприняли до этого несколько безуспешных попыток возбудить уголовное дело.

Об этой смерти и тех, кто к ней причастен, в городе знают многие. Вечером у одного из пермских кафе завязалась драка. Участника потасовки - Александра Самойлова, забрал наряд милиции и доставил в районный вытрезвитель. Спустя несколько часов 33-летний задержанный умер, как посчитали врачи, от остановки сердца. Врач вытрезвителя, Людмила Зубарева, позднее заявила следствию, что никаких признаков недомогания у него не заметила, выглядел он физически очень крепко.

О недюжинной силе потерпевшего говорили и милиционеры, доставившие Самойлова в вытрезвитель. Они утверждали, что из-за буйного нрава задержанного его пришлось, говоря милицейским языком, "зафиксировать", проще говоря, связать. Когда доставленного повязали, и наступила остановка сердца, что засвидетельствовала врач вытрезвителя.

Правозащитники уверены, что милиционеры превысили свои полномочия и фактически довели Самойлова до сердечного приступа. В их руках оказалась сохранившаяся каким-то чудом видеозапись камеры наблюдения в медвытрезвителе. На ней отчетливо видно, как задержанного бросили на пол, упираясь в его спину коленями, четверо сели верхом и жестко связали "пациента", стянув веревками ноги к рукам. Этот способ правозащитники считают пыточным. Речь идет о так называемой "позе ласточки". Специальным приказом МВД его запрещено применять. По мнению экспертов, это могло привести к нарушению функций внутренних органов.

Однако милиционеры до сих пор не считают себя виновными.

Однако местная прокуратура сочла смерть в вытрезвителе обычным делом и вынесла аж пять постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Тогда вдова обратилась к Татьяне Марголиной, Уполномоченному по правам человека в Пермском крае. И та добилась новой экспертизы.

К сожалению, скандалы с избиениями, пытками, а то и убийствами в медвытрезвителях происходят по всей России. На днях завершилось расследование уголовного дела против милиционера Андрея Журавлева. В медвытрезвителе Читы он забил до смерти 28-летнего мужчину, доставленного в заведение в День Победы.

Но самый мощный общественный резонанс вызвало зверское убийство, совершенное в начале года в вытрезвителе Томска. Там милиционер Алексей Митаев покалечил шваброй и избил до смерти местного журналиста. Примечательно объяснение изувера в погонах. Оказывается, он таким способом "снимал стресс из-за семейных проблем".

прямая речь

Татьяна Марголина, уполномоченный по правам человека по Пермскому краю:

- Медицинский вытрезвитель - место, предназначенное для того, чтобы нетрезвого человека поместить в максимально безопасное место. Только в результате этой трагической истории выяснилось, что деятельность медицинских работников нелегитимна, так как данное учреждение не имеет лицензии. На видеозаписи видно, что люди в белых халатах подошли к пострадавшему уже после того, как милиционеры заметили, что человек не дышит. Пришлось несколько месяцев доказывать очевидные факты при наличии даже видеозаписи. Сейчас материалы снова находятся в следственном отделе и есть перспектива возбуждения уголовного дела. Для фиксирования фактов незаконного применения физической силы и жестокого обращения с задержанными мы ввели сейчас еженедельный мониторинг мест принудительного содержания.

Следствие Пермь Пермский край