Заканчивается эра Венецианских кинофестивалей, какими мы их знали, - утверждают сейчас многие завсегдатаи Венеции. Оснований для таких выводов много.
Остров Лидо сейчас похож на циклопическую стройплощадку. На территории фестиваля, прямо перед бывшим казино, начато возведение огромного комплекса просмотровых залов, административных служб, служб сервиса. Разговоры о строительстве нового фестивального центра взамен устаревшего, существующего еще со времен Муссолини, идут очень давно. Их подхлестнула нарастающая конкуренция со стороны возникшего пять лет назад Римского международного фестиваля, задумавшего похоронить Венецианский киносмотр окончательно. Наконец, деньги были выделены, и работы начались ударными темпами в расчете на то, что фестиваль переедет в новое здание уже в 2011 году. Причем, не только фестиваль. Амбициозная Венеция решила построить на Лидо второй Канн - то есть мощную базу, которая будет круглый год предоставлять свою инфраструктуру для различных международных конференций, фестивалей и форумов - включая, конечно, и Мостру.
Но при рытье котлована под новое здание в земле были обнаружены целые залежи плит из ядовитого асбеста. Их нужно было уничтожать, и на это ушел целый год. Так что теперь переезд отнесен уже на 2012 год, хотя, глядя на огромный глинистый пустырь перед казино, в это чудо пока трудно поверить.
Еще болезненней воспринимают наблюдатели фактическое уничтожение одной из главных достопримечательностей Лидо - знаменитого отеля Des Bains с его роскошным бассейном, номерами люкс, где любили селиться кинозвезды, и бальным залом, в котором снимался фильм Лукино Висконти "Смерть в Венеции". Отель теперь закрыт на полную реконструкцию, в результате которой его перепрофилируют в роскошный ультрасовременный апарт-отель для баснословно богатых.
Перемен ожидают и в связи с предстоящим уходом художественного руководителя фестиваля Марко Мюллера, который занимал этот пост семь лет и теперь проводит свою прощальную Мостру. Он слывет эстетом, любителем арт-кино и знатоком восточных культур, его вкусы заметно влияли на отбор картин для фестиваля. Это он так круто развернул секцию "Горизонты", нацелив ее на показ фильмов, которые принадлежат скорее к смежным видам искусств, чем к кинематографу. Возможно, новый директор положит этой спорной тенденции конец и предложит новую концепцию фестиваля.
Но одно уже очевидно: если предыдущего директора Морица Де Хадельна провожали не вполне справедливыми свистками, то Марко Мюллера проводят не вполне справедливыми овациями.
Главным аргументом Рима, когда он открывал в пику Венеции свой фестиваль, было отсутствие на Лидо зрительских масс - Мостра давно стала фестивалем для прессы и специалистов. Это справедливо только отчасти. Хотя цены на билеты колеблются от 12 евро на утренние просмотры до 40 евро на вечерние, к кассам тянутся очереди. Но, конечно, в основном жители Венеции заняты обслуживанием туристов, им не до фестиваля, а многочисленные туристы смотрят дворцы и музеи города, который сам по себе интереснее любого кино. Так что фестиваль Венеции нужен не столько для зрителей, сколько для престижа.
В любом случае Мостра, конечно, будет существовать, но, вполне вероятно, в каком-то новом качестве.