02.09.2010 19:19
Экономика

В Нижнем Новгороде началась разработка реактора для уникального атомохода

Текст:  Александр Трухин
Читать на сайте RG.RU

Опытно-конструкторское бюро машиностроения (ОКБМ) имени Африкантова приступило к разработке проекта атомного реактора для российского ледокола нового поколения, который будет использоваться для освоения арктического шельфа.

Официальный заказ на производство реактора пока не поступил, однако уверенность руководства предприятия объясняется просто: именно ОКБМ изготовил реакторы для всех советских, а позднее и российских ледоколов. За рубежом ледоколы (и, соответственно, реакторы для них) не производились и не производятся, что дает явное преимущество России в освоении арктического шельфа.

Как сообщил "РГ" первый заместитель директора ОКБМ имени Африкантова Виталий Петрунин, еще в конце 2009 года предприятие защитило технический проект реактора "Ритм-200" для двухосадочного ледокола, который и будет использоваться при освоении арктического шельфа. Особенность данного ледокола в том, что он сможет проводить караван судов и в океане, и в устье реки. Набирая в балластные емкости воду, он, таким образом, увеличивает осадку до 11 метров, что необходимо для работы в Северном ледовитом океане, где толщина льда достигает трех метров. Выкачивая воду, атомоход уменьшает осадку до 9 метров и может заходить в устья сибирских рек, где толщина льда меньше трех метров.

Согласно федеральной программе по освоению арктического шельфа строительство ледокола планируется закончить к 2016 году. Руководство ОКБМ рассчитывает получить заказ на производство реактора не позднее 2012 года, поскольку на строительство реактора уходит около двух с половиной лет.

Кроме того, ОКБМ приступил к технической разработке энергетической установки нового поколения для атомных станций БН-1200. Мощность новой энергетической установки превышает аналогичный показатель всех ныне существующих реакторов и позволит увеличить эффективность использования урана в 60 раз. К 2019 году планируется закончить строительство первой головной установки, а в 2022 году начнется  активное использование ее на атомных станциях.

Водный транспорт Нижний Новгород Приволжье