02.09.2010 00:19
Культура

Екатеринбургский режиссер Алексей Федорченко представляет Россию на Венецианском кинофестивале

Известный екатеринбургский кинорежиссер представляет Россию в Венеции
Текст:  Ксения Попова (Екатеринбург)
Российская газета - Неделя - Урал: №0 (5276)
Читать на сайте RG.RU

На открывшемся вчера Венецианском кинофестивале Россия представлена "Овсянками" екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко.

Пять лет назад, когда "Первые на Луне" Федорченко стали лауреатами в той же Венеции, пресса сообщала: "Россия расшифровывает секретные материалы КГБ", хотя режиссер имел в виду не мистификацию, а убедительное воспроизведение параллельной истории. "Овсянки" такие же: фильм тщательно описывает особенности похоронного обряда народа меря, который упоминается в древнерусских летописях, а сейчас напрочь исчез.

Режиссер Алексей Федорченко в эксклюзивном интервью "РГ" высказал предположение, что меря есть в каждом из нас.

Алексей Федорченко: Для меня меря - это глубинные тайны каждого человека. Финно-угорский народ меря исчез, полностью ассимилировавшись: они потеряли язык и влились своей кровью в русских. У каждого, кто считает себя русским, 50 процентов финской крови, процентов 15-20 - тюркской, а остальная - южнославянская.

Последняя летопись упоминает о меря в 907 году, они служили наемниками - у русских князей были мерянские дружины. Обитали меря севернее Москвы, в Ярославской, Ивановской, Костромской, Нижегородской областях. Там были достаточно крупные города, крупнейший - на месте Ростова Великого - мерянская столица, которая называлась Кочки.

РГ: Если судить по летописям, то где-то рядом жила чудь белоглазая?

Федорченко: "Чудь начудила, да меря намерила гатей, дорог да столбов верстовых..." - это Блок. Чудь - тоже финское племя, они жили восточнее - там, где сейчас Пермская область и Урал. От страны Меря ничего не сохранилось, кроме археологических артефактов - горшков, стрел, топоров. Мерянский язык неизвестен, но этому народу мы обязаны многим. Москва, Кострома, Кинешма, Унжа, Нея, Согожа, Лежа - все это мерянские названия. На их основе киевский профессор Орест Ткаченко сейчас пытается реконструировать этот мертвый язык.

РГ: Как эти меря выглядели - "с раскосыми и жадными глазами"?

Федорченко: Да, есть немного. Были они похожи, наверное, на марийцев или коми - плосколицые, светловолосые. "Лица, как непропеченные оладьи", как пишет Осокин.

РГ: В перепись вы случайно не хотите мерей записаться?

Федорченко: Нет, хотя лучше уж мерей, чем джедаем. А чтобы объявить себя мерей, не надо дожидаться переписи: есть серьезный сайт про обычаи, исследования. Там можно проголосовать "я считаю себя мерей" - и изменить свою национальную принадлежность. Я думаю, что после фильма "Овсянки" численность этого народа заметно увеличится.

РГ: На роль Нестора-летописца, то есть сценариста, вы выбрали казанского литератора Дениса Осокина, который пишет в узкий столбик, без заглавных букв и запятых. Как можно экранизировать такую непростую литературу?

Федорченко: Я очень близко воспринимаю ощущения Осокина - мы с ним находимся на одной волне. В сценарии "Овсянок" есть история, прекрасные диалоги, натура. Я нашел своего любимого сценариста, прочитав его первую книжку, отмеченную премией "Дебют", - "Ангелы революции". У меня есть желание поставить и "Ангелов". В нашем сценарном портфеле четыре сценария Осокина, не похожие друг на друга, и еще один мы сейчас пишем. Какой из них "выстрелит" - я не знаю.

Честно говоря, сценарии из простой, обычной жизни уже обрыдли - как и фильмы из простой жизни, когда понимаешь, кто куда пойдет и что скажет, кого на какой минуте убьют... Все это мне смотреть противно или, по крайней мере, неинтересно. А в прозе и сценариях Осокина - другая жизнь, другие миры.

РГ: Так вы фильмы для себя снимаете, чтобы вам было что посмотреть?

Федорченко: Конечно. Но, как оказалось, это интересно не только мне. "Овсянки" уже пригласили на десяток фестивалей и еще приглашают. И мне хочется верить, что зритель чувствует так же, как я.

РГ: В программе фестиваля ваш фильм обозначен как "эротическая драма" - это опять мистификация?

Федорченко: Но это действительно эротическая драма. Более точного слова для этого жанра нет, поэтому мы подобрали более-менее знакомое зрителю. Если уж сильно упираться в определения, то его можно назвать еще сказкой для взрослых. И ничего обидного здесь нет. В эротике вообще ничего обидного нет - если это хорошая эротика.

РГ: На Венецианском фестивале вы участвуете в основном конкурсе?

Федорченко: Нам прислали приглашение в основной конкурс и в "Горизонты" - это серьезный профессиональный конкурс - перспективы развития мирового кинематографа. Там представляют все, что непохоже на мейнстрим (преобладающее направление), что имеет собственное лицо непонятного для зрителя формата. Но в "Горизонтах" мы уже были, потому выбрали основной.

РГ: Ваш генеральный продюсер Игорь Мишин (ныне столичный житель, а в прошлом гендиректор екатеринбургской телекомпании "Четвертый канал") поддержал ваш проект как земляк или по другим соображениям?

Федорченко: Как земляк и как продюсер. У нас было несколько готовых сценариев, и мы их предложили Мишину, который как раз создавал свою кинокомпанию. Он был заинтересован в таком имиджевом проекте - одновременно коммерческом и недалеком от искусства - и выбрал "Овсянки", попросил почитать сценарий... и очень быстро началось финансирование.

В этом смысле сотрудничество выдалось благодатным. Мишин как философ по образованию, видимо, прочувствовал в "Овсянках" какое-то верное направление, и ему эта картина близка и дорога. Контроль за дальнейшим продвижением фильма ведет уже именно он.

Кстати, с этой творческой идеей мы носились давно, но государство денег нам не выделяло. Мы дважды подавали заявки, но мешала как раз эротика, на которую, как считается, не надо тратить государственные средства.

РГ: "Овсянки" стали для российского кино исключением - мировые дистрибьюторы еще до премьеры заключили договор. Как это получилось?

Федорченко: Крупная французская компания, которая занимается эксклюзивным прокатом по всему миру (представляет фильмы на фестивалях, делает международные продажи), заинтересовалась картиной после показа в Каннах в прошлом году. На Каннском фестивале существует что-то вроде кинорынка - представление проектов, которые появятся в будущем. Мы показывали пятиминутный ролик с рабочим материалом и намеками на музыку плюс сценарий, и этот набор для дистрибьюторов стал достаточным. Насколько я знаю, для них это первый российский проект.

РГ: То есть в ближайшем будущем вашему фильму суждено "небо в алмазах"?

Федорченко: Фестивальная судьба картины уже неплоха. Сейчас поедем в Венецию, потом на два российских фестиваля - в Анапе и Владивостоке, в Торонто на крупнейший североамериканский фестиваль, в Нью-Йорк, Салоники, Варшаву, Иран... Рассматриваются и другие приглашения. В октябре будет премьера в Москве, а сразу после начнется прокат по стране. А про прокат я не люблю разговаривать, поскольку в нем ничего не понимаю.

РГ: Но у вас же за плечами инженерно-экономический факультет УПИ, долгие годы работы на секретном заводе...

Федорченко: С завода я сбежал. Слишком тяжело было приходить к восьми часам на работу, до шести сидеть на месте и покидать помещение только по предъявлению специально подписанного пропуска (у меня была серьезная форма допуска, и семь лет после этого я не выезжал из страны). Тогда на заводе я разрабатывал детали проекта "анти-СОИ" - наш ответ американскому проекту СОИ (Стратегической оборонной инициативы). Но ушел по зову сердца на киностудию, где еще десять лет работал экономистом.

РГ: Сейчас завод как страшный сон вспоминаете?

Федорченко: Да вообще редко вспоминаю. Хотя недавно меня пригласили на юбилей завода, и генеральный директор вручил мне медаль "За заслуги перед космонавтикой".

сайт о народности меря

merja.org

Справка "РГ"

Алексей Федорченко родился в Соль-Илецке Оренбургской области. В 1988 году закончил инженерно-экономический факультет Уральского политехнического института. После окончания вуза работал инженером-экономистом на НПО "Автоматика", затем - экономистом ТПО документальных фильмов "Надежда" Свердловской киностудии, а с 1994-го - заместителем директора киностудии по экономике. В 2000-м, закончив ВГИК по специальности "литературный работник, кинодраматург", назначен директором Продюсерского управления Свердловской киностудии. Участвовал в производстве примерно ста фильмов и ста киножурналов. С 2003-го - режиссер. Его дебют в игровом кинематографе "Первые на Луне" в 2005-м завоевал "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале. Другие его фильмы: "Железная дорога" (2007), сериал "Похищение воробья", работа над которым ведется до сих пор, "Овсянки" (2010).

Кино и ТВ УрФО