06.09.2010 00:39
Экономика

Власти Москвы настаивают на возвращении системы лицензирования на рынке ритуальных услуг

Сколько нужно фирм на рынке ритуальных услуг?
Текст:  Алексей Сулоев (зам. руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы)
Российская газета - Федеральный выпуск: №199 (5278)
Читать на сайте RG.RU

Статья "Бизнес бьется за смерть" Михаила Федоренко, замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС, который предложил по-новому организовать систему ритуальных услуг (см. "РГ" за 19.08.2010), затронула больную тему. Мнения читателей раскололись: одни поддерживают автора, другие утверждают: "Если эти идеи воплотить в жизнь, то качество похоронных услуг резко пойдет вниз, а цены на них станут еще выше".

В статье утверждается, что на рынке ритуальных услуг осуществлять похоронные услуги могут не только МУПы, ГУПы и коммерческие специализированные службы по вопросам похоронного дела, прошедшие специальный отбор и получившие такой статус, а любые фирмы, независимо от их форм собственности, материальной базы, профессиональной подготовки агентов и качества предоставляемых услуг. Свою точку зрения автор обосновывает решением Президиума Высшего арбитражного суда по делу Красноярского УФАС России в сентябре 2008 года. На что я могу напомнить: всего через семь дней после этого суда было решение Высшего арбитражного суда Российской Федерации, оставившего в силе решение арбитражного суда Волгоградской области, диаметрально противоположное красноярскому делу: частным фирмам, работающим только на основании своего желания, там не место. У каждого судьи своя точка зрения. А все потому, что законодательная база, регулирующая сферу ритуальных услуг, требует изменений.

Если вход на ритуальный рынок открыть для любой организации, пожелавшей заняться этим деликатным делом, то похоронный бизнес станет строиться не на качественном предоставлении услуг, а на корысти. Это доказывает опыт многих стран. Как это, кстати, и произошло в Красноярске, как только там изменили систему погребения в соответствии с решением Высшего арбитражного суда. Информация об этом прозвучала на последнем заседании Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе России по развитию конкуренции на рынке похоронных услуг. Вместо четырех компаний сразу образовалось несколько десятков фирм и индивидуальных предпринимателей, не имеющих статуса специализированных служб, но занимающихся захоронением умерших. И вот результат: на кладбищах Красноярска захоронения проходят без согласования места, без фиксирования в регистрационной книге, гробы закапывают на тропинках, проездных путях, в оврагах. В катафалках - грязь, дезинфекция не проводится. Не успел человек умереть, а к его постели наперегонки рвутся недобросовестные агенты. Сулят похороны по высшему разряду и не обеспечивают необходимого.

Увы, от многих из этих проблем страдают и москвичи. Причина та же - погребением занимаются все, кто пожелает. По логике конкуренция должна работать на повышение качества услуг и их удешевление. Но, как констатировал в марте этого года мэр Юрий Лужков на заседании правительства: "Шпаны много. Рынок здесь не получился". Почему?

Напомним: в конце 90-х годов город взялся за наведение порядка в системе погребения. Провели конкурс для ритуальных фирм. Из 150 только 20 организаций подтвердили высокий профессионализм и получили аккредитацию при правительстве города. Но в начале 2000-х в стране отменили лицензирование этого вида услуг, и система, едва начав приобретать стройные формы, рухнула. Сейчас помимо официально признанных организаций в Москве действуют еще около 150 коммерческих фирм, не имеющих статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела. На их долю приходится свыше трети всех заказов. Такое чрезмерное количество привело к криминализации рынка услуг. Как правило, "черные" фирмы и агенты нигде не зарегистрированы, соответственно, не платят налоги. Мимо городской казны каждый год проплывают миллиарды рублей. В погоне за наживой они бьются за каждый заказ и в цену своих услуг включают "благодарность" должностным лицам, сообщающим им данные об умершем. Сейчас она доходит до 10 тысяч рублей. А отбивают деньги за счет убитых горем родственников. Сколько назовет первый же представитель фирмы, расхваливающий себя на все лады, столько они и платят. К тому же ни один из неаккредитованных агентов до сих пор не сообщил родственникам о том, на какие льготы при погребении они могут рассчитывать, а кто вообще может быть похоронен безвозмездно. По данным ГУВД, они предлагают стандартный набор услуг по коммерческой стоимости, которая в разы превышает размер социального пособия на погребение.

Город давно пытается разорвать пагубную систему. Для этого он предложил поправки и дополнения в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" и в Уголовный кодекс РФ. Первое: необходимо повысить ответственность за разглашение информации о смерти человека коммерческим фирмам, как это сделали в других странах. Перспектива оказаться на несколько лет за решеткой или штраф в несколько сот тысяч рублей заставят должностных лиц быть законопослушными. Второе: надо создать систему, благодаря которой сведения об умершем сразу поступали бы в информационную систему, доступную только зарегистрированным в установленном порядке организациям. Уже несколько лет идет речь о создании с этой целью автоматизированной службы по ритуальному обслуживанию, где данные о факте смерти человека учитывались бы в режиме онлайн. Уже выделены помещения, есть оборудование... Но дело так и не трогается с мертвой точки. Причина: неоднозначная трактовка Федерального закона "О персональных данных". В итоге данные мы эти получаем через день на кладбище, но к тому времени их кто-то уже успел продать, а люди заплатили проходимцам двойную цену. Можно пойти и другим путем. Например, в Санкт-Петербурге практически все оформление ритуальных услуг вывели в специализированные магазины, и всю информацию передают в первую очередь в Центральную диспетчерскую службу. Не агенты приходят в дом с прайсами, где цены взяты с потолка, а люди сами отправляются в такие центры, где и заказывают необходимое, и вносят плату через кассы. Там на месте можно посмотреть гробы, венки и убедиться в их качестве. Есть и другие варианты. Скажем, в Великобритании все компании закреплены за определенными районами. Информация о смерти поступает только в конкретную фирму. А в Испании, например, большинство похорон оформляется еще при жизни. После рокового события родственники извещают агента, с которым был загодя заключен договор. В любом случае информация о смерти не является предметом купли-продажи, а поступает в добросовестную компанию легальным способом. В Москве умирает каждый год 120 тысяч человек, но постепенно, слава богу, это число сокращается. Значит, если выход на рынок будет открыт для любого и каждого, как это и предлагается, охота за данными о смерти станет еще ожесточеннее, цены за такую информацию будут расти, а расплачиваться за это придется простым москвичам, и как закономерный результат - неминуемый рост цен на ритуальные услуги.

Город настаивает: необходимо возвращать лицензирование в эту сферу, как это делается во всем мире. Вместо этого раздаются предложения и вовсе лишить муниципалитеты права определять правила, по которым обязаны работать фирмы, дабы не плодить "карманные" компании и не создавать нездоровую конкуренцию. Но ведь единственное преимущество, какое имеют в Москве аккредитованные компании, - это мандат доверия от города. Они хоронят бесплатно ветеранов войны и пенсионеров в ущерб своей прибыли, регулярно отчитываются перед городом за каждую копейку. А если выяснится, что есть попытки сэкономить за счет горожан или другие нарушения, а так же необоснованно поднять цены, мы можем лишить их аккредитации. И мы лишили статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела за подобные нарушения уже три организации. И это работает, и цены не растут, так как мы их мониторим ежемесячно.

К тому же во всем мире невозможно выйти на деликатный рынок ритуальных услуг без соответствующего образования. На днях 60 агентов, работающих в столичных аккредитованных фирмах, завершили 160-часовой курс обучения. Теперь это настоящие специалисты своего дела, которые имеют необходимые юридические знания, разбираются в тонкостях ритуальных обрядов разных конфессий, могут дать совет родственникам по любому практическому вопросу. Получить такое образование можно, например, в Академии предпринимательства при правительстве Москвы или в Российском государственном университете туризма и сервиса. По завершении курса специалистам выдается пластиковое удостоверение с идентификационным номером, печатью департамента потребительского рынка и услуг и подписью должностного лица. По этому документу сразу можно отличить представителя официально действующей организации от "теневой". Его подделка влечет уголовную ответственность. "Левые" частники ни о каком обучении и не помышляют.

Необходимо исправлять ситуацию, а не усугублять ее. Порядка в этой сфере можно будет добиться только с помощью введения государственного и общественного контроля, создания саморегулируемой организации, а также строгого регламента деятельности специализированных компаний. Мы внимательно изучили законодательства более 50 стран и везде увидели только жесткий отбор игроков рынка, высокие профессиональные требования, предъявляемые к ним, и постоянный контроль властей над этой деликатной сферой. Нам сегодня предлагается вернуться к свободному рынку начала 90-х. Уверен, лучше не изобретать велосипед и не проводить над собой эксперименты, в очередной раз пытаясь найти свой особый путь. Лучше посмотреть, как это десятилетиями работает в других странах, и грамотно использовать мировой опыт. Все давно уже изобретено.

Бизнес Москва Столица