Правительству не следует рассчитывать на точные прогнозы со стороны своих экономических ведомств. Лучше ориентироваться на разные сценарии развития событий. К такому выводу пришли вчера экономисты, обсуждая деликатную тему "Инфляция в России: можно ли доверять прогнозам".
"В оценках экономических перспектив такой страны, как Россия, ошибаются практически все", - такой вердикт вынес заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин. И продемонстрировал "РГ" сравнительные данные внушительных расхождений по инфляции на 2008-2010 годы между прогнозистами из минэкономразвития, Центробанка и минфина.
По его словам, российская экономика слишком зависима от внешних факторов - мировых цен на сырье, доступа к мировым рынкам капитала, курса доллара. Все это "импортирует инфляцию" внутрь страны. Свою лепту вносят и тарифы естественных монополий, неконкурентная рыночная среда, высокий банковский процент по кредитам и экстремальная волатильность, которая заставляет бизнес закладывать высокие нормы прибыли. Все эти немонетарные факторы, делает вывод Миркин, ведут к тому, что наша экономика "настроена" на двузначный уровень инфляции. Поэтому, поясняет Миркин, к концу 2010 года, и тем более с учетом "пожарного" и "продовольственного" шоков, инфляция в России может достигнуть 10,1-10,5 процента, а в следующем году установиться на двузначной цифре.
Заметим, что минэкономразвития и минфин прогнозируют в этом году инфляцию не более 8 процентов. Впрочем, двузначная инфляция в 11-12 процентов, при которой российские граждане жили последние "золотые годы", по мнению Миркина, не столь плоха. И даже не вызывала социальных протестов. По его мнению, ставить борьбу с инфляцией в центр экономической политики монетарным властям в сегодняшней ситуации неразумно. Нормализовать инфляцию до 1-3 процентов можно лишь при реальной антимонопольной политике и изменении подходов государства к зависящим от него ценам и тарифам, полагает эксперт. Центробанк стоит перед нелегким выбором: бороться с инфляцией и убивать экономическую активность с помощью сжатия денежной массы либо стимулировать экономику, допуская покрытие дефицита бюджета через рост денежной массы? По мнению Миркина, в данной ситуации, тем более при посткризисной экономике, лучше было бы "не перебороться" с инфляцией.
С этим мнением согласился другой участник пресс-конференции, старший научный сотрудник Института "Центр развития" ГУ- ВШЭ Максим Петроневич. С учетом того, что для инфляции нет монетарных предпосылок, Центробанк вообще должен относиться к ней философски.
Обсудив эти "тонкости", экономисты сосредоточились на разборе, собственно, тех самых немонетарных признаков роста инфляции. Цены, по образному выражению Якова Миркина, в России "особенно пугливы" из-за инфляционных ожиданий населения. И главный риск состоит в том, что разогнать инфляцию может ажиотажный спрос на продовольственном рынке.
Что же в такой ситуации может сделать власть, чтобы удержать цены? По мнению экспертов - не ограничивать экспорт и субсидировать предприятия, которые закупают зерно по повышенным ценам. Плюс субсидировать импорт зерна. Кроме того, важно поддержать сельхозпроизводителей, не допустить их банкротства. Ведь для многих 30-40-процентная потеря урожая, а значит, и выручки, может стать фатальной. И рост отпускных цен на продукцию - это вполне нормальная реакция на возможное банкротство.
В итоге Максим Петроневич дал свой прогноз по инфляции: 9-9,5 процента. Но может быть и выше, добавил эксперт, "приблизившись" к расчетам Миркина. Оптимистичней всех был финансовый аналитик Антон Струченевский. По его мнению, правительству нет смысла опасаться ускорения инфляции, которая не превысит 7 процентов. К тому же не факт, считает эксперт, что население будет по-прежнему скупать продукты. И росту цен в России может помешать такой "немонетарный фактор", как, например, изобилие риса. С ним и в стране, и на мировых продовольственных рынках - все в порядке.
Вчера Росстат обнародовал новые данные по августовской инфляции. В 45 регионах цена гречки в рознице увеличилась на 30 и более процентов.
Максимальное удорожание зафиксировано в Орловской и Волгоградской областях. Это может означать, что правительство России использует свое право по закону о торговле регулировать цены на гречку.
Устанавливать предельные цены на продукты, которые входят в перечень социально значимых, если за 30 дней цена на них выросла более чем на 30 процентов. Такой список включает 24 продукта, среди которых есть и гречка.
Накопленная за год инфляция выросла до 5,4 процента.