07.09.2010 00:50
Власть

Леонид Радзиховский: В Москве с каждым годом становится все невозможнее жить

Текст:  Леонид Радзиховский
Российская газета - Федеральный выпуск: №200 (5279)
Читать на сайте RG.RU

История с Химкинским лесом - одно из немногих "живых пятен" в нашей реальности. Уже поэтому стоит рассмотреть эту ситуацию внимательнее. Возьмем два разных аспекта проблемы.

Первый - социально-политический. Здесь ситуация с лесом - модельная.

Так много говорили про гражданское общество, т.е. про его отсутствие, его немоту, про то, что нет обратной связи между обществом и властью (да и прямой-то не видно!).

И вот - пожалуйста, пример, что и общество есть, и связь возможна. Под давлением митингов власти вроде бы готовы идти другим путем. Или по крайней мере тормознуть "вечное движение вперед" и обсудить маршрут с заинтересованными гражданами.

При этом стоит заметить, что сами митинги-то были небольшими.

5-6 тысяч человек - это очень много в нашем застывшем обществе, где "сами собой", без приказа сверху больше сотни людей, кажется, "не скопляются". Но вообще-то в масштабах страны, Москвы, даже Химок эти несколько "неравнодушных тысяч" - ничто, горячая капля в глыбе льда...

И тем не менее - сработало! Это, между прочим, показывает, что власти очень чутко реагируют на четко выраженные настроения даже небольшой части общества. Что, кстати, проявилось не только в данном случае. Например, вполне профессионально грамотного, по мнению многих, губернатора Бооса "ЕР" не включила в списки кандидатов в губернаторы потому, что у него "слаба общественная поддержка". То есть: выборов губернаторов нет, а настроения общества власти все равно стараются учитывать! Может быть, даже повышенно нервничают - например, при прямых выборах у того же Бооса могли быть совсем неплохие шансы на переизбрание.

На самом деле именно в ситуации прямого голосования мнение 4-5-6 тысяч человек могло бы не сыграть такой большой роли, как в рамках нашей Системы. Да, в нашей Системе многие желания политизированных групп игнорируются, но, с другой стороны, боясь "утраты стабильности", власти стараются не допускать явных проявлений недовольства и по возможности гасить их.

Между прочим, для меня совершенно неясно, кто прав в споре о лесе. Сторонники строительства говорят не менее убедительно - без скоростной трассы дорога Москва-Химки отнимает несколько часов, и люди задыхаются в пробках. Так что как раз с точки зрения экологии - если под ней понимать не только жизнь леса, но и жизнь homo sapiens - вполне возможно, что строительство трассы разумно. Странно лишь, что "с этой стороны" нет активных гражданских и экологических групп.

А что среди сторонников строительства трассы много чиновников и бизнесменов - это еще не состав преступления. Вполне возможно, кстати, что среди противников строительства тоже есть "элитные группы" - и в этом тоже нет греха... В общем, интересно, конечно, как дальше сложится ситуация с лесом, но уже ясно, что поговорка "прокурор - медведь" тут не годится. Как бы то ни было, государственная власть не хочет конфронтации, старается "прислушаться к ропоту", тем более если он не имеет ПОЛИТИЧЕСКОГО характера.

Это или хорошо поняла, или просто почувствовала "мама леса" Евгения Чирикова. Выразила бурный восторг по поводу заявления Медведева, сказала, что готова голосовать за "ЕР", мягко, но вполне определенно отделила себя от "несогласных". Она "согласная" - если только учтут требования экологов! Ей совершенно не хочется "вести наперерез на Дунсинанский холм Бирнамский лес" - ее задача "всего лишь" сохранить лес, а не использовать его как дубину против властей. Для нее Лес - живой, он - цель, политика - средство. А для политиков, разумеется, лес - всего лишь стройматериал для их трибун.

В любом случае разговоры, что "без изменений Системы не удастся и лес сохранить", похоже, не впечатляют г-жу Чирикову. И не только ее.

Что это - "политическая наивность"? А может, наоборот - зрелость, неангажированность и ЛИЧНЫЙ опыт? Ведь в условиях куда более открытой и конкурентной политики в 1990-е никак нельзя сказать, что к требованиям тех же экологов прислушивались больше, чем сегодня! Так почему же они должны мечтать о возвращении "ТОЙ Системы"? А идеальной "швейцарской демократии" в наших условиях, по-моему, никто не ждет. Люди видят простой выбор: между тем, что было, и тем, что есть. И выбирают - свой лес! Если власть способна хотя бы выслушать и содержательно ответить - так и хорошо... А если неспособна - тогда они против власти. Вот такой, похоже, достаточно рациональный расчет. Так что, кстати, не удивлюсь, если мы увидим г-жу Чирикову в "ЕР".

Во всяком случае для партии это было бы определенно интересно - людей, умеющих не речи жевать, а сплачивать народ, очень мало, они должны быть на вес золота. Тем более в преддверии 2011 года...

И второй, КУДА БОЛЕЕ ВАЖНЫЙ аспект всей этой истории. Не берусь судить, насколько в данном конкретном случае разумны требования экологов. Ясно, что и "дорога жизни" нужна, и лес нужен, а может, и компромисс возможен...

Но проблема в другом - в Москве с каждым годом становится все НЕВОЗМОЖНЕЕ ЖИТЬ. Занявшись простым вопросом - сколько зеленых насаждений приходится на одного москвича, - я был поражен, увидев, что данные расходятся В РАЗЫ. Одни пишут, что площадь зеленых насаждений в Москве - 34000 га, другие - 45000 га, мол, на одного счастливца-москвича приходится до 40 метров зелени, больше, чем в Лондоне, - самом зеленом мегаполисе мира. Жаль только, что вдыхать статистические миражи не получается, а приходится - выхлопы машин. А вот в Лондоне (и каменном мешке Парижа или Рима) почему-то дышится куда легче!

Официальные же данные московского правительства таковы. В 2004 г. (более поздних дат нет) в Москве было 17000 га зеленых насаждений. Если взять население Москвы (опять же, по официальным данным, - 10 млн чел., по неофициальным, - до 13-15 млн.), то мы получаем от 17 до 12 метров зелени на человека. При этом в городе 3 млн автомобилей, из которых львиная часть - смрадный металлолом, "газенвагены" российские и зарубежные... А "экологическая полиция" существует только в каких-то нелепых бюрократических отчетах.

В 2000/2001 г. в Москве жило 8,5 млн чел., было 2 млн машин. В 2009/10 - 10,5 млн чел., 3 млн машин.

Если тенденции не изменятся, а с чего им меняться, люди продолжают рваться "в Москву, в Москву" со всего бывшего СССР, то через 15 лет, к 2025 году, в Москве будет жить официально 12-13, а реально до 20 млн чел., будет ездить до 4-5 млн машин. "Так жить нельзя" - физически.

Все это ЗНАЮТ. Но никто этого не ЧУВСТВУЕТ!

Равнодушие общества к своей судьбе, слепота властей - поразительны. Перед нами - нечастый случай, когда "кончается искусство" пиара и "дышит почва и судьба" - асфальт и выхлоп...

Необходимо "что-то" (что именно?!) изменить в СТРАТЕГИИ развития города.

Но стратегия - стратегией, а если СЕГОДНЯ не начать защищать наши пяди и крохи зелени. Если не ввести систему выкупа (да хоть изъятия!) экологически грязных машин. Если не пересадить - как в том же ЕС - пузатых чиновников, начиная с министров, на велосипеды и мопеды. Словом - если не начать СПАСАТЬ свою жизнь, то мы ЭЛЕМЕНТАРНО ЗАДОХНЕМСЯ. Вот и вся "политика на автомобильной свалке".

Позиция Экология Москва Столица