Несколько недель августовского отдыха на Лазурном Берегу вместе с супругой Карлой явно пошли на пользу президенту Франции Николя Саркози. Заядлый велосипедист, он сбросил пару килограммов, обзавелся южным загаром и, как говорят в его окружении, находится сейчас в отличной форме.
Летняя "подзарядка" весьма пригодится французскому президенту этой осенью: ведь она обещает стать для него, пожалуй, самой бурной из всех, проведенных в Елисейском дворце. Дело в том, что сейчас французский парламент приступает к обсуждению пенсионной реформы, которую сам Саркози назвал "приоритетом" нынешнего пятилетнего срока президентства. "Всем должно быть ясно, - заявил он, - что я настроен в высшей степени решительно".
И этому есть серьезное объяснение. Хотя после финансового кризиса и связанных с ним экономических трудностей Франция постепенно приходит в себя, кстати, благодаря энергичным усилиям Саркози, положение далеко от блестящего. Главная проблема - бюджетный дефицит, который по всем прикидкам в этом году составит восемь процентов от ВВП. С тем, чтобы снизить его до трехпроцентного уровня, установленного Евросоюзом для стран зоны евро, намечен ряд мер, в том числе пенсионная реформа.
Ее проект, обнародованный в июне, предусматривает поэтапное, вплоть до 2018 года, увеличение с 60 до 62 лет возраста выхода французов на заслуженный отдых, что в перспективе, как считают эксперты, должно оздоровить государственный пенсионный фонд, а следовательно, и госбюджет, привнеся в него примерно 28 миллиардов евро.
Этот план воспринимается в штыки как политическими противниками Саркози во главе с социалистами, которые считают его "глубоко несправедливым", так и профсоюзами. Те, увидев в реформе наступление на социальные права французов, сразу же в начале лета вывели на улицы сотни тысяч недовольных и дали властям понять, что впереди их ждет "горячая осень".
Она начинается сегодня, когда, столкнувшись с неуступчивостью властей, все ведущие профцентры проводят День единых действий против правительственной политики в социальной сфере и в первую очередь против пенсионной реформы. Ожидается, что в десятках городов страны пройдут массовые манифестации. Участие в них примут сотни тысяч французов, которых, как свидетельствуют опросы, поддерживают 70 процентов сограждан. В совместном коммюнике профсоюзы настаивают на том, что "ничего еще не решено", а "массовая мобилизация трудящихся" должна заставить президента пойти на попятную.
Хотя партия власти - Союз в поддержку народного движения (СПНД) - и имеет большинство в Национальном собрании, баталии вокруг проекта обещают также и там быть ожесточенными: социалисты и их союзники в парламенте выдвинули около 700 поправок к законопроекту. Положение осложняется еще и тем, что позиции главного "проводника" реформы министра труда Эрика Вэрта в последние дни серьезно пошатнулись.
Еще совсем недавно казалось, что нападки на министра со стороны оппозиции, а также дружественной ей прессы в связи с громким делом об уклонении от оплаты налогов владелицы концерна "Л Ореаль" Лилиан Бетанкур пошли на спад, и ему удастся спокойно довести до конца порученное президентом архиважное дело. Ан, нет.
В еженедельной газете "Журналь дю диманш" на днях были опубликованы два письма. Из одного следует, что Эрик Вэрт три года назад, тогда министр бюджета и казначей СПНД, ходатайствовал перед Николя Саркози, чтобы тот наградил Орденом Почетного легиона Патриса де Местра, советника по финансам престарелой миллиардерши Бетанкур. В другом, уже после того, как советник благополучно стал орденоносцем, тот обращается к Вэрту, называя его "Дорогой Эрик", и благодарит за "помощь". Примерно в то же самое время жена министра была принята на хорошо оплачиваемую работу в структуру Патриса де Местра. Конфуз же заключается в том, что ранее министр отрицал свою причастность к этому эпизоду, из-за которого ему в ближайшее время, как здесь считают, придется снова объясняться со следователями.
Так вот если раньше отставки Эрика Вэрта требовали социалисты и их сторонники, то теперь уже профсоюзные лидеры из-за нового всплеска шумихи вокруг его имени стали высказывать серьезные сомнения в "адекватности" министра как партнера по обсуждению пенсионной реформы. "Я задаюсь законным вопросом: как он сможет заниматься своими личными проблемами, связанными с делом Бетанкур, и одновременно вести с нами переговоры?" - заявил по этому поводу руководитель Французской демократической конфедерации труда Франсуа Шерек.
Вся эта история, судя по всему, попортила немало крови Саркози, но он понимает: коней на переправе не меняют и отправлять в отставку министра не намерен, хотя высказывания в поддержку Верта становятся все более лаконичными...
Пенсии далеко не единственный сюжет, который сейчас не на шутку беспокоит хозяина Елисейского дворца. Еще один - это ужесточение политики в отношении нелегалов и преступников, выходцев из иммигрантской среды. Именно на это среди прочего Николя Саркози указал на первом после летних каникул заседании совета министров, призвав правительство проявлять "удвоенное мужество" в ее реализации.
А это значит, что ликвидация незаконных лагерей цыган в основном румынского и отчасти болгарского происхождения, как и их высылка, будут продолжены, несмотря на протесты правозащитников, церкви, ооновских комиссий, общественных и международных организаций. Саркози знает: на его стороне большинство сограждан, а если конкретно, то две трети французов, что показали результаты опубликованного в "Фигаро" опроса общественного мнения. Более того, его поддерживают 55 процентов католиков. Они, надо полагать к немалому удовольствию президента, дезавуируют тех католических иерархов, которые осудили кампанию по депортации цыган.
Следующий этап - наведение порядка в проблемных пригородах не только с помощью социальных программ, но и лишением гражданства тех французов иностранного происхождения, которые осмеливаются совершать нападения на полицейских, а также других представителей государственных служб. Как недавно пояснил советник президента Анри Гэно, речь, скорее всего, пойдет о тех лицах, у которых "стаж" гражданства до 10 лет. Поправки к нынешним законам в этой области должны быть рассмотрены парламентариями ближе к зиме.
А до этого сразу после сражения за пенсионную реформу, скорее всего в ноябре, Николя Саркози проведет капитальную перетряску правительства. Задача перед ним непростая: собрать команду, вместе с которой в 2012 году суждено попытаться сохранить ключи от Елисейского дворца еще на одну "пятилетку". И не факт, что во главе его кабинета министров останется Франсуа Фийон. Ведь если верить опросам, по популярности тот устойчиво опережает президента...
Николя Саркози родился 28 января 1955 года в семье демобилизованного венгерского офицера, получившего французское гражданство после службы в Алжире. Учеба в частной католической школе давалась мальчику нелегко. Саркози часто повторяет, что в детстве не ощущал себя полноценным французом. Президент и сегодня не скрывает, что его амбиции и стремление прийти во власть связаны с переживаниями юности. Изучал государственное право и политические науки в Институте политических наук в Париже, но диплома так и не получил. Пробовал себя на юридическим поприще, но дела не клеились: вероятно, отчасти мешало отсутствие диплома.
Попав в большую политику, Саркози с самого начала держался лидеров. Он поддерживал Жака Ширака во время его первой президентской кампании. Но когда в 1995 году накануне очередных выборов главы государства почувствовал, что рейтинг Ширака упал, то поспешил перейти в лагерь его оппонента. Но политическое чутье подвело Саркози - Ширак победил на выборах, и он надолго попал в опалу. Тем не менее сумел подняться. В 2004 году, когда освободилось место председателя правящей партии "Союз народного движения", благодаря искусному политическому лавированию Саркози занял этот пост. А в 2007-м уже был избран президентом.