Вчера начался монтаж старинных колоколов на реконструированной звоннице Большого театра. За три дня все 35 колоколов поднимут на уровень седьмого этажа и укрепят. Потом к шапкам прикрепят языки, после чего колокола передадут в руки настройщиков.
История и звонницы Большого театра, которая находится за сценой театра, и ее колоколов уникальна. А началось все в 20-х годах прошлого века.
Советская власть начала беспощадно расправляться со всеми колоколами в стране. Они шли на переплавку. Из них делали, например, трактора и запчасти к ним. Но жил в то время в Москве известный звонарь Алексей Кусакин. Именно ему удалось убедить тогдашнее руководство Большого театра создать у себя звонницу и таким образом спасти от варварского уничтожения хоть какое-то количество уникальных церковных инструментов. Главным его аргументом было: в исторических спектаклях должен звучать настоящий колокол. Руководителям Большого удалось уговорить партийную верхушку и получить добро на создание звонницы.
Колокола собирали по всей Москве. Руководство театра очень надеялось, что им отдадут колокола храма Христа Спасителя. Но эти надежды не оправдались. Не получил театр и самый большой, 16-тонный колокол звонницы старообрядческого Рогожского кладбища. Зато в Большой переехали колокола церкви Воскресения Христова в Кадашах, а также с храмов, расположенных на Немецком рынке, у Курского вокзала и на Лубянской площади.
Различные по диаметру (от 21 сантиметра до 2,3 метра), высоте (от 27 сантиметров до 2,5 метра), весу (от 8,73 килограмма до 6,4 тонны) и, соответственно, по тональности колокола стали использовать в качестве музыкальных инструментов. Они были оригинальным дополнением к оркестру. К примеру, опера "Борис Годунов" Мусоргского звучала удивительно мощно.
После начала реконструкции Большого в 2005 году колокола со звонницы демонтировали. "Исследование показало необходимость серьезной реставрации, - рассказал "РГ" официальный представитель генподрядчика реконструкции Большого театра Михаил Сидоров.
Реставраторы трудились несколько лет. Работа была проделана колоссальная. "Сколы, которые можно было исправить, исправлены, - поясняет Михаил Сидоров. - Там, где это невозможно, законсервировали. Работоспособность, качество звука каждого колокола проверяла специальная комиссия и осталась довольна. А снаружи нанесли уникальное патинирующее покрытие".
Самому старому колоколу в звоннице Большого театра - 332 года. Реставраторы пообещали: теперь он сможет прослужить еще долго.