Региональные власти ищут пути снижения весовой нагрузки на волгоградские дороги.
Навсегда впечатанные в асфальт колеи на городских улицах и междугородных магистралях, к сожалению, стали привычными для волгоградцев. Аномальная жара нынешнего лета ситуацию лишь усугубила - асфальт плавился под солнцем и без нагрузки, а уж под колесами тяжелых фур и подавно.
Вице-губернатор Волгоградской области по транспорту Юрий Коваль видит выход в том, чтобы на всех дорогах поставить заслон большегрузам, нарушающим весовые нормативы.
- Уже сейчас дальнобойщики стараются объезжать стороной дороги Краснодарского края, потому что знают, что там перевес не пропустят, заставят либо снять, либо развернуться. Наша задача - создать такой же строгий имидж волгоградским дорогам, - заявил он.
Фактически систему весового контроля властям придется воссоздавать почти с нуля. Ведь единственные стационарные весы, располагающиеся неподалеку от Волгограда на московской трассе, бездействуют уже два года. Дорогостоящее оборудование давно не используется по прямому назначению, но за поддержание его в рабочем состоянии владельцу, федеральному управлению автомагистрали Москва - Волгоград, приходится платить бюджетные средства. В области действует также одна передвижная станция весового контроля, находящаяся в распоряжении ГИБДД.
- Два раза в месяц по графику, согласованному с автодорожниками, она выезжает на точки и замеряет перегрузы, - рассказал сотрудник областного ГИБДД Роман Марин.
Можно представить, что такое для Волгоградской области с ее многопутьем, где пересекаются дороги на Ростов, Саратов, Астрахань, Элисту и Москву, пара рейдов в месяц!
- Считайте, никакого контроля нет, - утверждает руководитель Ассоциации пассажирских автотранспортников Волгограда Юрии Белоусов - Засилье перегруженных фур на местных дорогах видно невооруженным глазом. Рассчитанные на 20 тонн, они забиты на все пятьдесят. И никто официально их не контролирует. Такая ситуация угрожает не только состоянию дорог. Она провоцирует коррупцию. Спросите дальнобойщиков - на трассе всегда найдется официальное лицо, что на глаз определит перегруз и предложит оплатить его на месте, минуя бюджет.
Дальнобойщики на условиях анонимности "РГ" даже таксы называют. Если тормознули грузовик без особых нарушений, хватит и 100 рублей, ну а если идешь перегруженным, клади в документы от пятисот до тысячи рублей, не прогадаешь.
Отказаться от перегруза невозможно. Конкуренция между владельцами фур высока. Один откажется принять на борт сверхнормативный груз, другой согласится. Получается, выгодней заплатить эти небольшие суммы по пути, чем терять заработок.
Отметим, что корпоративная солидарность у водителей большегрузов на высоте. В этом смогли не так давно убедиться волгоградские власти, которые организовали выездной рейд передвижной весовой лаборатории. Как только весы установили на дороге, тяжелые фуры с трассы сразу пропали. Видимо, новость о появлении весовых контролеров отравила немалое число грузовиков в объезд. Первые же попавшиеся нашли способ сообщить своим коллегам об "опасности".
И все же власти намерены прекратить порочную практику. Юрий Коваль высказался за то, чтобы за счет бюджета закупить еще несколько передвижных лабораторий (стоимость - порядка 1,5 миллиона рублей) и по секретному графику гастролировать с ними по дорогам региона. Власти пообещали восстановить работу стационарных пунктов весового контроля на трассах федерального значения.
- Главная цель предстоящей работы не в том, чтобы наказать водителей, а в том, чтобы приучить их к элементарной культуре грузовых перевозок и сохранить волгоградские дороги, - подчеркнул заместитель главы Волгоградской области.
Для организации весового контроля на федеральных дорогах властям придется скоординировать взаимодействие трех госструктур - территориального управления автодорожного надзора, управления ГИБДД и управления Федерального дорожного агентства. Правильно организованное взаимодействие, помимо гарантий безопасности дорожного движения, может существенно пополнить бюджеты всех уровней.
- Водитель-нарушитель согласно Административному кодексу заплатит в бюджет 2-2,5 тысячи рублей штрафа. Должностное лицо, ответственное за перевозку, - от 15 до 20 тысяч, а юридическое лицо, осуществляющее перевозку, - от 400 до 500 тысяч рублей, - уточняет специалист территориального управления государственного автодорожного надзора Александр Максимов.
Учитывая масштаб нарушений, деньги немалые. В поисках денег с большой дороги власти некоторых регионов берут ответственность за организацию межведомственного взаимодействия на себя. Скажем, в Костроме и Казани приняты региональные правила весового контроля, которые облегчают жизнь и работу участникам процесса. Взяться за весы обещают и власти Волгоградской области.