13.09.2010 00:20
Общество

Андрей Максимов: Во все времена в России людям трудно было высказывать свой протест

Текст:  Андрей Максимов
Российская газета - Федеральный выпуск: №205 (5284)
Читать на сайте RG.RU

Сборная России проиграла сборной Словакии на своем поле. Играла беспомощно и беззубо. Без азарта. Когда вратарь нашей команды Игорь Акинфеев отдал пас точно в ноги словаку, лично меня это не очень удивило и расстроило: в конце концов, даже классные вратари могут ошибаться. Гораздо больше изумило и огорчило, что, когда - после его собственной ошибки - Акинфеев пропустил гол, он начал кричать на защитников. Не извиняться, замечу, даже не расстраиваться, а обвинять других.

Впрочем, извиняться наши игроки вообще не любят. На своем сайте капитан команды Андрей Аршавин дал интервью, в котором прям так и сказал, имея в виду нас, болельщиков: "Хотел бы поблагодарить тех из них, которые верят в нашу сборную". Заметьте: не простите, извините, оправдаем, а спасибо тем, кто верит... Нет, мы верим, конечно. Поскольку нам, болельщикам, давно уже ничего не остается, как верить. Футбол в России - это такой спортивный вариант коммунизма: поскольку построить нельзя, остается верить.

Я обожаю футбол. Мгновения, когда на одной из радиостанций я комментировал футбольные матчи нашей сборной, были одними из самых счастливых в моей жизни. Мне кажется, - может быть, наивно, - что футбол - игра, извините, философская. В ней отражается характер людей, то, что нынче называется модным словом "менталитет".

Например, наши люди очень любят совершать подвиги и не очень любят спокойный результативный труд. Ну, скучна нам поденщина! Выиграть у сборной Словакии (36-е место в рейтинге ФИФА) на своем поле - это обычная футбольная работа, не зажигает. Но я не удивлюсь (точнее, удивлюсь, но не очень сильно), если 8 октября мы выиграем у сборной Ирландии в гостях. И пусть Ирландия занимает в рейтинге следующее место - 37-е, но, во-первых, играем в гостях. Во-вторых, после поражения. И самое главное, сборную Ирландии возглавляет Джованни Трапаттони - 71-летний мэтр футбола, один из самых известных в мире футбольных специалистов. Выиграть у команды Трапаттони... Как говорил герой моего любимого фильма: не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть. Как говорится, подвиг - это по-нашему.

И еще в отношении к футболу отражается уверенность российского человека, что в любом деле и хорошее и плохое не от него лично зависит, а от начальства. Придет новый хороший начальник, и те, кто вчера плохо играл (строил, пахал, сеял, снимал и так далее), сразу начнут хорошо играть (а также строить, пахать, сеять и так далее).

Когда у российского человека не задается жизнь, он куда первым делом смотрит? В зеркало? Как бы не так. В зеркале он только себя видит. А российский человек никогда ни в чем не виноват. И потому поднимает он глаза наверх - туда, где начальство. И как бы говорит ему: ну-ка, начальство, сделай, пожалуйста, так, чтобы жизнь моя задалась. Если жизнь не улучшается (это касается любого дела), тогда из обращения к начальству исчезает интеллигентное слово "пожалуйста" и вверх поднимается кулак.

Нам кажется, что если у одного голландца не получилось с этими ребятами-футболистами, так у другого с теми же самыми все удастся... Конечно, когда команда проигрывает, всяк горазд давать тренеру советы. Я далек от мысли кричать, например: "Дик! Вот есть Сергей Рыжиков - вратарь такой в "Рубине". Тридцать лет парню, между прочим, может попробовать, а? Адвокат! Если Касаева берете в сборную, то, может, дать ему поиграть? Дик Адвокат, любезный, если с холодным вниманием посмотреть вокруг, то окажется, что кроме "Зенита" и его игроков нынешних и прошлых лет (дай им всем Бог здоровья) у нас в чемпионате есть еще несколько команд, и, что интересно, все они играют именно в футбол..."

Крики такие бессмысленны. Хотя твердо знаю, что куда как многие болельщики сдерживают их с трудом. И вообще, я разве про футбол говорю? Я про тенденцию. Про веру в начальников, а не в себя.

Во все времена в России людям трудно было высказывать свой протест. И начальство это, понятно, не приветствует, и привычки такой нет, да и умения. И вообще наверх всегда проще смотреть, чем в зеркало.

Пожары прошли по России. Тут же стали головы всяких начальников лететь, и еще, говорят, полетят. И - поделом. Только недавно от специалистов я узнал, что, оказывается, не во всех регионах торфяники горели, в некоторых лесах действовал принцип, красочно сформулированный на всех плакатах: "Непогашенная спичка - причина пожара". То есть пожары начали мы, люди.

Тех, кто плохо отвечал за все эти противопожарные дела, надо снимать - вопросов нет. Это справедливо. Но мы так увлеклись справедливым возмездием в отношении начальства, что как-то недосуг стало думать о самих себе, о своем отношении к природе, об этих самых непогашенных спичках...

Летние, а теперь уже и осенние пожары - это настоящая национальная трагедия, потому что погибли люди, в мирное время остались без крова наши, российские граждане. Это трагедия заставила нас думать о кодексе лесов, о том, как плохо у нас с противопожарной безопасностью, о том, как плохо у нас с осушением болот и вообще с системой мелиорации... В общем, она заставила нас рассуждать о действительно важных и серьезных вещах. Об одном нам было мыслить как-то недосуг: о самих себе. Мы ведь жертвы... А что могут жертвы? Только ругаться на тех, кто наверху.

Конечно, начальники разных уровней нас достают. Это правда. Куда как часто испытываем мы ощущение беспомощности, и руки опускаются. И все-таки наша извечная вера в то, что приедет новый барин и начнется новая жизнь, мне кажется весьма нелепой и очень непродуктивной. Может быть, все-таки надо чаще зеркалом пользоваться? В метафорическом, конечно, смысле.

Нам почему-то в принципе рассматривать и анализировать начальников всегда интересней, чем разглядывать и разбирать самих себя. Может, мы просто себя не любим. В свою силу не верим: как-то привыкли мы к тому, что начальство сильное, а мы слабые...

А вы говорите: футбол. Начнешь про игру разговаривать, а вона в какие дебри зайдешь...

И все-таки, Дик дорогой, может, новая сборная - это не только новый начальник, но и новые игроки, а? Не имею права давать советы, так вскрикиваю: может, попробовать, а?

Может быть, хоть футбол нам докажет: новые победы должны помогать одерживать новые люди, а не только новые начальники?

Образ жизни