Во второе воскресенье сентября с 1946 года отмечается День танкистов. Министр обороны издал по этому случаю приказ, от которого повеяло чем-то безвозвратно ушедшим. В нем, в частности, говорилось: "Товарищи солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики, мичманы и офицеры!
Уважаемые ученые и работники оборонных отраслей промышленности!
Уважаемые ветераны!
12 сентября 2010 г. в Вооруженных Силах Российской Федерации отмечается День танкиста.
Этот профессиональный праздник установлен в ознаменование выдающихся заслуг воинов-танкистов перед Отечеством.
Беспримерное мужество, героизм и стойкость, проявленные воинами-танкистами на полях сражений в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, снискали им немеркнущую славу".
Заслуги у танкистов действительно выдающиеся. Вот только общий, как модно говорить, тренд развития Вооруженных сил России не предусматривает усиления их бронетанковой мощи. Курс взят на сокращение танков и танковых частей в разы. Тем не менее профессиональный праздник отмечается по всей стране. Традиционным местом сбора настоящих патриотов танкостроения является музей бронетанковой техники недалеко от подмосковной Кубинки. Благо, сейчас он открыт для свободного посещения, и цена билета, можно сказать, символическая. А на День танкистов - вход свободный.
12 сентября выдался пасмурным и слегка дождливым, поэтому народу в музей пришло не столь много, как в прошлом году. Зато можно было спокойно без столпотворения поговорить с настоящими танкистами-испытателями и теми, кто активно воевал на танках во второй половине ХХ века. И в таких разговорах открывались совершенно удивительные вещи, которых, кажется, и быть не могло никогда.
Например, утверждение о том, что в последних сражениях Великой Отечественной мы потеряли огромное количество танков - очень далеко от истины. Наши танкисты уже прекрасно адаптировались к боям в городах, научились защищать подручными техническими средствами свои машины от фауст-патронов. К тому же, существовали такие подразделения, как танковый десант. Зачастую, это был второй танковый экипаж, который всегда находился на броне. Десантники могли заменить практически любого раненого члена экипажа и знали, как прикрыть машину от фаустников.
Наши танкисты, в отличие от англичан и американцев, осмеливались вступать в танковые поединки на ленд-лизовских "Валентайнах" и "Матильдах". И побеждали! В Красной Армии был такой замечательный танковый ас - Дмитрий Лавриненко. С июня до дня своей гибели, 18 декабря 1941 года, он и его экипаж Т-34-76 уничтожил 52 немецких танка. И погиб герой не в танковой дуэли, а от осколка мины, попавшей прямо в сердце. В поединке боевых машин Лавриненко не мог одолеть никакой танкист вермахта. А ведь кто-то до сих пор считает, что воевать мы не умели, и технику лепили примитивную.
Музей в Кубинке очень наглядно показывает, что из себя представляла военно-инженерная мысль нашей страны, Германии, Великобритании, США и Японии1940-х годов ХХ века. Если в начале Второй мировой войны бронетанковый парк всех стран мира был похожим и в самом деле каким-то примитивным, то уже в 1944 году советская танковая школа была вне конкуренции, а на Западе все еще мастерили либо монстров, либо полное убожество на гусеницах.
К чести музейных работников Кубинки, они, оперируя очень скромными средствами, смогли всего за несколько лет организовать очень интересные экспозиции.