14.09.2010 00:40
Экономика

Россия и страны Закавказья развивают новый межрегиональный коридор

Россия и страны Закавказья развивают новый межрегиональный коридор
Текст:  Алексей Чичкин
Российская Бизнес-газета - : №34 (767)
Читать на сайте RG.RU

На прошлой неделе завершена поставка с Алтая российского оборудования для крупнейшего проекта Армении - Разданской теплоэлектростанции. Она будет работать на российском газе. Эти перевозки в марте - первой декаде сентября впервые осуществлены в рамках регулярного паромного рейса порт Кавказ (РФ) - порт Поти (Грузия) и далее в Армению.

Выбор этого маршрута связан с налаживанием регулярной работы линии Кавказ - Поти, а также с меньшими расходами в сравнении с другими маршрутами и вариантами транспортировки. Речь в данном случае идет о доставке на расстояние свыше 3 тыс. км груженых платформ из Барнаула (Алтайский край) по черноморско-закавказскому коридору Кавказ - Поти - Тбилиси - Ереван.

Этот маршрут - западная часть нового коридора Север-Юг, по которому российские транзитные расходы в направлении РФ - Закавказье - Персидский залив - Индия сократятся минимум на четверть в сравнении с расценками на нынешних маршрутах по тому же направлению. Ввиду меньшего расстояния и низких транзитных цен, в том числе на железных дорогах Закавказья (см. карту). А недавний ввод в действие в Поти крупного контейнерного терминала (450 тыс. ед. в год) расширит номенклатуру российских внешнеторговых перевозок в южном направлении.

Как заявил гендиректор Потийского порта Рони Сааб, транзитные контейнерные грузы из Поти следуют по Черному морю и в Россию, что обусловлено экономическими преимуществами. Портовые и другие сборы в Поти на 40% ниже, чем, например, в портах Турции. А поскольку тарифы на пароме Кавказ - Поти тоже низкие, сформирован экономически выгодный для России сквозной межрегиональный коридор. О его важной роли недавно заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин: "Несмотря на общий спад в объемах грузоперевозок, линией Кавказ - Поти в 2009 г. по сравнению с 2008-м перевезено на 7% больше грузов. Реконструкция пункта пропуска в порту Кавказ... сократит время доставки товаров из Армении в Россию".

А российская сторона развивает транзитные перевозки с Закавказьем и через Азербайджан. Вот что гласит недавнее решение совета стран экс-СССР по сотрудничеству в области железнодорожного транспорта: "...со станций Эстонской, Латвийской, Литовской, Белорусской, Молдавской железных дорог и железных дорог Украины вагонопоток на станции Грузинской железной дороги может следовать... и без участия паромных переправ - через пункты перехода Самур (РФ - Азербайджан) и Беюк - Кясик (Азербайджан - Грузия) без дополнительного согласования. Аналогично - со станций Грузинской железной дороги".

Транспортные коридоры

Транспорт