На первом пленарном заседании осенней сессии Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, который включает в перечень органов, наделенных правом на получение от кредитных организаций документов и информации, содержащих банковскую тайну, Росфиннадзор, а также налоговые и таможенные органы.
Я бы не стала противопоставлять предлагаемые новеллы и права граждан и юридических лиц, связанные с охраной персональных данных, банковской тайны. Это совершенно нормальная практика, отработанная во многих государствах, когда банки сотрудничают с правоохранительными органами при проведении ими расследований. В противном случае возможности для ведения борьбы с экономическими и, в частности, валютными преступлениями были бы сильно ограничены.
Сегодня операции с валютой нередко сопряжены с уклонением от уплаты налогов или с утечкой валютных средств за рубеж. Создана достаточно разветвленная сеть органов и агентов валютного контроля. К примеру, такими агентами являются банки. Хотя очевидно, что выявлением и расследованием нарушений в валютной сфере занимаются все же не кредитные организации, а контролирующие органы - Росфиннадзор, налоговые и таможенные органы. Они наделены соответствующими полномочиями. Так, в п. 6 ст. 22 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России. Однако, как показывает практика, с реализацией данной нормы есть проблемы. Не редки случаи, когда банки отказывают таможенным органам на том основании, что отсутствует установленный порядок взаимодействия между ними и уполномоченными банками. Что касается Росфиннадзора и налоговых органов, то им зачастую не дают информацию, мотивируя это тем, что она составляет банковскую тайну.
Законопроект как раз и направлен на решение этой проблемы. В ФЗ "О банках и банковской деятельности" будет включена норма, которая обяжет банки предоставлять Росфиннадзору, налоговым и таможенным органам документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Законопроект закрепляет перечень документов, которые могут быть запрошены у банков. Так, запрос должен быть обоснован, то есть включать информацию о содержании предполагаемого нарушения, известные запрашивающему органу сведения, достаточные для идентификации конкретной валютной операции и резидента.
При этом, безусловно, запрещено разглашение информации, полученной от банков. За это нарушение грозит административная и уголовная ответственность.